Дача Эрна
2023 г.

Вводная часть: «Дачный вопрос»


На нагорье, по соседству с дачей Федюшиной, расположена ещё одна примечательная в архитектурном плане вилла. Однако, после возобновления турпотока в Абхазию в начале XXI в., этот каменный особняк долгое время был скрыт растительностью от взгляда снизу. Комплекс построек располагается между двумя отрезками петли нагорной дороги, поэтому, находясь на нижней площадке, даже совсем рядом с оградой здания, раньше его невозможно было разглядеть в густых зарослях. И только редкий путник, оказавшийся на верхней дороге, расположенной на уровне бывшего пансионата «Скала», внезапно натыкался на задний фасад старинного особняка.




Фото 2015 г.




Входная арка на лестницу с нижней петли дороги

Фото 2011 г.


Вход с верхней дороги

Фото 2011 г.

Конечно, самые дотошные исследователи уже тогда испытывали интерес к происхождению «замка», но в последние годы, после того, как здание было расчищено и «вытащено» из бурелома на обзор экскурсантов, вопрос о его дореволюционной истории стал возникать гораздо чаще. Этот вопрос разрешился с появлением в сети материалов переписки НИИ лесного хозяйства с закавказскими госорганами. В сжатом изложении эта переписка заключается в следующем.

В 1929 г. в Гаграх был открыт опорный пункт от Института древесины. Ему в пользование на десять лет был выделен опытный участок и отдано недостроенное каменное здание дореволюционной постройки. В 1934 г. из-за переподчинения и переименования института и самой Опытной станции, договор о временном использовании был аннулирован Гагринским Исполкомом. В тексте договора указывается, что передаваемое здание - это бывшая дача Эрна. Сопоставив суть переписки с изображением нашего особняка на открытке, подписанной «Кавказская опытная станция Института древесины», получаем разгадку имени дореволюционного владельца.



Кавказская опытная станция Института древесины, фото 1931 - 1933 г.г.


В доступных источниках целый список исторических персон с фамилией Эрн имеют подходящие годы жизни. Например, это Александр Александрович Эрн (1869 - 1931) — адвокат, российский политический деятель, член IV Государственной думы. Его брат, Фёдор Александрович Эрн (1863 — 1926) — кандидат математических наук, педагог и общественный деятель. Также, это Владимир Францевич Эрн (1882 - 1917) – русский мыслитель и публицист; его брат - генерал-майор Генштаба Русской императорской армии Николай Францевич Эрн (1879 - 1972) и ещё двое их братьев. Они, кстати, родились и выросли в Тифлисе.

Не менее названных родственников и однофамильцев известен Эрих-Леонгард Густавович Эрн - самарский медик, имевший чин надворного советника. Правда, в Самаре сегодня о самом докторе знают меньше, чем о его особняке, с которого началось распространение знаменитого самарского модерна. Известно, что прибыл Эрн в волжский городок в 1893 году, открыл практику в частной клинике у Греве. В 1898 году начал работать врачом в частной гимназии сестёр Харитоновых, являлся библиотекарем общества врачей Самарской губернии.

В Самаре собственной городской больницы не было до 1907 года, поэтому профессия врача ценилась и хорошо оплачивалась. Эрн быстро приобрёл популярность. У него наблюдались и важные городские знаменитости, и самые простые обыватели. Известно, что в 1895 г. к нему обращался будущий пролетарский писатель, а тогда молодой журналист «Самарской газеты», Алексей Пешков (Максим Горький).

Поначалу Эрн снимал в Самаре апартаменты, но вскоре купил свой дом. Одновременно начал строить упомянутый особняк в набирающем тогда популярность стиле модерн. В новый дом Эрн со своей женой Марией Алексеевной (Мартой Эрн) переехал в 1902 году. Часть дома он сдавал под кабинеты практикующих коллег и под квартиры.




Фигура Эриха-Леонгарда Густавовича Эрна кажется самой подходящей в качестве владельца гагринской дачи по одной простой причине - он был доктором. И в путеводителе Г. Москвича за 1914 год указано, что на нагорье построена дача доктора Эрна. Причём в аналогичном перечне построенных дач за 1913 г. дача Эрна ещё не присутствует, что даёт повод считать годом её постройки 1914-й. Правда, как мы помним, в переписке НИИ Лесного хозяйства утверждается, что дача вовсе не была достроена.

В любом случае ни один из перечисленных вариантов не вяжется с мимолётным упоминанием 6 июля 1913 г. некоего I.Р. Эрна в справочном отделе «Гагринской газеты», где ежедневно регистрировали фамилии всех постояльцев гостиниц. Исходя из статистики в публикациях того времени, первый инициал с большой долей вероятности означает имя Йосиф. Но никаких исторических следов персоны с такими именем и фамилией обнаружить не удалось.

Конструкция и внешние элементы гагринского особняка Эрна заслуживают отдельного рассмотрения. Здание в неороманском стиле выполнено из камня и бетона, имеет крутую пирамидальную крышу с мансардной комнатой; в правый угол переднего фасада встроена круглая полубашня - непременный атрибут замковой архитектуры; к главному входу на первый этаж от дороги ведёт каменная каскадная лестница.




Фото 2013 г.





















Фото 2013 г.


Кадр из фильма "Гагра-Пицунда" 1977 г.




Из открытой террасы второго этажа вынесен за периметр цельноограждённый бетонный балкончик с оригинальным ступенчатым конусом в основании. Также несколько маленьких классических балконов с массивным бетонным ограждением выступают с каждой из четырёх сторон здания. Один из них, с наиболее удачным видом на море, получил в последнее время туристическую популярность и название «балкон Джульетты».




Фото от @zhilcova_guzel


Фото от @limi2203

Несмотря на то, что располагается здание на склоне, оно имеет с тыльной стороны полных два этажа, так же, как и спереди, за счёт того, что позади основного дома к нему с угла примыкает конструктивно связанная, но обособленная пристройка, расположенная вдоль дороги и поперёк склона. Основание дома и основание пристройки стоят на единой выровненной площадке. В результате от задней стены дома до земляного откоса на ширину пристройки образуется миниатюрный дворик. Большинство же подобных зданий, построенных на горе, имеют либо террасную конструкцию, когда нижний этаж обрубается, доходя до склона, а каждый следующий удлиняется по мере возвышения уклона, либо выемка производится только непосредственно под фундаментом, образуя подземелье внутри дома.






Фото 2013 г.


Фото Анатолия Сироты, 1984 г.


Слева от главного входа на фасаде выполнено каменное панно с изображением птицы, клюющей спину дракона. Что должен был знаменовать этот сюжет в понимании хозяина неясно, но персонажи напрямую связаны с так называемым Центральным мифом индоевропейцев. Заключается он в вечном противостоянии орла или феникса, который символизирует языческих небесных богов (Перун, Дажбог, Тор) и его антагониста дракона, представляющего божество магии, земли, воды, скота и подземного царства (Велес, Один).




Не знаю, имела ли влияние тема этого панно на судьбу особняка, но в 30-е годы соперничество советских ведомств закончилась не в пользу Лесной станции, и в здании расположилось некое подразделение из структуры гагринского НКВД. Период использования спецслужбами этого здания точно мне неизвестен. Позже особняк был переоборудован в жилой корпус – предположительно в 1956 г., когда из четырёх дореволюционных дач на улице Комсомольская был организован дом отдыха «Скала» Совета профсоюзов Грузинской ССР.



Бывшая дача Эрна - корпус пансионата "Скала", фото 1987 - 1988 г.г.



Архитектурный обзор дачи Эрна от программы "АРТ И ФАКТ",
Министерство культуры Республики Абхазия



Все старые дачи на карте Гагры




*Список использованных источников, общий ко всем главам, размещён во вводной части «Дачный вопрос».