Открытие 9 января 1903 года климатической станции в Гагре вызвало оживление культурной жизни в этом живописном уголке Абхазии. На курорт стали приезжать видные писатели, художники, устраивались лекции о русской литературе и мировом искусстве. К морю на гастроли зачастили ведущие певцы русской оперы, артисты кабаре и цыганской капеллы, симфонические оркестры.
Спектакли и концерты проходили в оригинальном здании ресторана временной гостиницы (ныне ресторан «Гагрипш»). Здесь в 1902 году была устроена большая сцена. Ее украсили декорации знаменитого петербургского художника Н. Воробьева.
Под высокими сводами деревянного дома, привезенного в Гагру разобранным из Норвегии, прозвучали оперы «Евгений Онегин», «Дубровский», «Ромео и Джульетта», «Фауст»... Московские актеры поставили спектакль А. Чехова «Три сестры».
На сцене театра-ресторана пел выдающийся русский певец Леонид Собинов, звучали голоса артистов московской и петербургской опер Д. Южина, С. Зиминой, Н. Фигнера, А. Шургинской, танцевала балерина Большого театра Коралли...
В калейдоскопе театральных знаменитостей нередко появлялся артист Николай Дмитриевич Славин. Его фотография была помещена в «Гагринской газете» 28 декабря 1913 года. Здесь же сообщалось о предстоящем концерте «при участии знаменитого тенора русской оперы, который уже достаточно известен гагринцам. Много лет подряд Н.Д. Славин периодически приезжает в Гагры. Местная публика всегда доверчиво и симпатично относится к его концертам, которые пользуются заслуженным артистическим успехом...».
Эта заметка привела меня к сыну певца, уроженцу города Гагры А.Н. Славину.
...Мы сидели с Александром Николаевичем в его ухоженном доме. Комнату украшал портрет артиста, написанный маслом.
– Рисунок моего дяди-художника. Он много лет проработал с отцом, – рассказал хозяин дома.
Из документов, писем узнаю, что певец Николай Славин окончил Одесское музыкальное училище. Совершенствовал свой голос в Петербургской консерватории. В столице состоялся его дебют. На сцене Петербургского народного дома он исполнил на «бис» одну из главных партий в опере М. Глинки «Иван Сусанин». Затем были гастроли по всей стране. Певцу рукоплескали в киевской опере, в театрах и концертных залах Москвы, Тифлиса, Риги, Баку, Ростова-на-Дону.
Славин исполнил главные роли в десятках опер – русских и зарубежных авторов. Он отдал сцене более тридцати лет.
Семейная реликвия – альбом с фотографиями и почтовыми открытками, на которых «премьер-артист» изображён на сцене в различных ролях. Потомки бережно хранят театральный реквизит и афиши, контракты и программы выступлений... В семейном архиве – книга «Федор Иванович Шаляпин». В ней упоминается и «лучший артист оперы Славин».
Особенно интересны документы абхазского периода жизни певца. Славин переехал в Гагру летом 1924 года. Он частенько говорил: «Мы, русские, мало знаем свое Отечество и, в частности, Черноморское побережье. Этот богатый край остается неизвестным и не приносящим пользы...»
Свое восхищение «жемчужиной Черноморья» Славин выразил в оригинальном проспекте «Первоклассный курорт Гагры», который составил в 1925 году. В брошюре – шум горных потоков, родившихся в теснинах ущелья Жоэквары и рвущихся к морю, сверкающий танец фонтанов Приморского парка, белые ослики, увозящие туристов к вершине Мамзыщхи...
Свою работу, иллюстрированную фотографом И. Юнаком, автор предложил уполномоченному Совнаркома Абхазии по Гагре М.Н. Маргания. Инициатива энтузиаста культуры была одобрена, рукопись принята в производство. Вскоре брошюру отпечатали в местной типографии. Сотни экземпляров были разосланы по центральным городам Советского Союза в здравотделы и секции врачей, направлявших больных на курорты. К проспекту прилагалась номерная карточка, заверенная курортным управлением. Её владелец, сделав предварительный заказ, имел право получить вне очереди номер в гостинице «Приморская» и в «доме отдыха» – бывшем дворце принца Ольденбургского.
Хорошо поставленная реклама, как и нужно было ожидать, не подвела: в летний сезон 1926 года отдыхающих прибыло в Гагру вдвое больше обычного. Не хватало мест в гостиницах. Фаэтоны увозили гостей на соседние курорты – в Гудауту, Новый Афон, Сухум. С ростом курортного потенциала Гагры назревала объективная предпосылка создания здесь Летнего театра. Для этого Славин предложил свой опыт, накопленный во время работы директором Кисловодского курзала и при создании театра «Ривьера» в Сочи. В 1929 году гагрский курорт получает летнюю эстраду в Приморском парке. Здесь выступают артисты, приглашённые Славиным из Одессы и Киева, Москвы и Риги... На сцене курзала в июле 1929 года состоялось выступление В. Маяковского. Поэт приехал из Сочи с артистами Анелью Судакевич и Асафом Мессерером.
Маяковский ярко и образно рассказывал о развитии советской поэзии и служении интересам партии и народа. На вечере в Гагре он читал, судя по афише, главы из поэмы «Хорошо», «Стихи о советском паспорте».
Это было первое и последнее выступление великого поэта в Абхазии.
Организаторские способности Славина оставили след и в суровые годы Великой Отечественной войны, когда курорт принял на лечение воинов Красной Армии. Ветеран театра организовал самодеятельные коллективы из сотрудников военных госпиталей. Весело и заразительно работали в зале артисты-любители. Они увлекали воинов своим темпераментом, песнями, вовлекали солдат в игры и пляски, заставляли ломать голову над загадками, искать выход из неожиданных ситуаций. Всем было интересно. Раненые бойцы произносили теплые слова благодарности за хорошее настроение.
Сценарии таких вечеров создавал Н. Славин. «Развлекая, надо воспитывать, – говорил он. – Вот, пожалуй, в чем соль нашей работы. Мы, артисты, тоже пропагандисты и агитаторы в любой аудитории. А для этого надо много знать и уметь...».
Приближается 110-летие курорта Гагра – лето следующего года. Знаменательная дата – прекрасный случай вспомнить артистов, строителей, врачей, работников культуры, которые отдавали все свои силы, знания и опыт курортной Гагре, ее становлению и развитию. Живут созданные ими книги. Шумят посаженные ими деревья. Одаривают людей бодростью и здоровьем созданные ими здравницы.
Спектакли и концерты проходили в оригинальном здании ресторана временной гостиницы (ныне ресторан «Гагрипш»). Здесь в 1902 году была устроена большая сцена. Ее украсили декорации знаменитого петербургского художника Н. Воробьева.
Под высокими сводами деревянного дома, привезенного в Гагру разобранным из Норвегии, прозвучали оперы «Евгений Онегин», «Дубровский», «Ромео и Джульетта», «Фауст»... Московские актеры поставили спектакль А. Чехова «Три сестры».
На сцене театра-ресторана пел выдающийся русский певец Леонид Собинов, звучали голоса артистов московской и петербургской опер Д. Южина, С. Зиминой, Н. Фигнера, А. Шургинской, танцевала балерина Большого театра Коралли...
В калейдоскопе театральных знаменитостей нередко появлялся артист Николай Дмитриевич Славин. Его фотография была помещена в «Гагринской газете» 28 декабря 1913 года. Здесь же сообщалось о предстоящем концерте «при участии знаменитого тенора русской оперы, который уже достаточно известен гагринцам. Много лет подряд Н.Д. Славин периодически приезжает в Гагры. Местная публика всегда доверчиво и симпатично относится к его концертам, которые пользуются заслуженным артистическим успехом...».
Эта заметка привела меня к сыну певца, уроженцу города Гагры А.Н. Славину.
...Мы сидели с Александром Николаевичем в его ухоженном доме. Комнату украшал портрет артиста, написанный маслом.
– Рисунок моего дяди-художника. Он много лет проработал с отцом, – рассказал хозяин дома.
Из документов, писем узнаю, что певец Николай Славин окончил Одесское музыкальное училище. Совершенствовал свой голос в Петербургской консерватории. В столице состоялся его дебют. На сцене Петербургского народного дома он исполнил на «бис» одну из главных партий в опере М. Глинки «Иван Сусанин». Затем были гастроли по всей стране. Певцу рукоплескали в киевской опере, в театрах и концертных залах Москвы, Тифлиса, Риги, Баку, Ростова-на-Дону.
Славин исполнил главные роли в десятках опер – русских и зарубежных авторов. Он отдал сцене более тридцати лет.
Семейная реликвия – альбом с фотографиями и почтовыми открытками, на которых «премьер-артист» изображён на сцене в различных ролях. Потомки бережно хранят театральный реквизит и афиши, контракты и программы выступлений... В семейном архиве – книга «Федор Иванович Шаляпин». В ней упоминается и «лучший артист оперы Славин».
Особенно интересны документы абхазского периода жизни певца. Славин переехал в Гагру летом 1924 года. Он частенько говорил: «Мы, русские, мало знаем свое Отечество и, в частности, Черноморское побережье. Этот богатый край остается неизвестным и не приносящим пользы...»
Свое восхищение «жемчужиной Черноморья» Славин выразил в оригинальном проспекте «Первоклассный курорт Гагры», который составил в 1925 году. В брошюре – шум горных потоков, родившихся в теснинах ущелья Жоэквары и рвущихся к морю, сверкающий танец фонтанов Приморского парка, белые ослики, увозящие туристов к вершине Мамзыщхи...
Свою работу, иллюстрированную фотографом И. Юнаком, автор предложил уполномоченному Совнаркома Абхазии по Гагре М.Н. Маргания. Инициатива энтузиаста культуры была одобрена, рукопись принята в производство. Вскоре брошюру отпечатали в местной типографии. Сотни экземпляров были разосланы по центральным городам Советского Союза в здравотделы и секции врачей, направлявших больных на курорты. К проспекту прилагалась номерная карточка, заверенная курортным управлением. Её владелец, сделав предварительный заказ, имел право получить вне очереди номер в гостинице «Приморская» и в «доме отдыха» – бывшем дворце принца Ольденбургского.
Хорошо поставленная реклама, как и нужно было ожидать, не подвела: в летний сезон 1926 года отдыхающих прибыло в Гагру вдвое больше обычного. Не хватало мест в гостиницах. Фаэтоны увозили гостей на соседние курорты – в Гудауту, Новый Афон, Сухум. С ростом курортного потенциала Гагры назревала объективная предпосылка создания здесь Летнего театра. Для этого Славин предложил свой опыт, накопленный во время работы директором Кисловодского курзала и при создании театра «Ривьера» в Сочи. В 1929 году гагрский курорт получает летнюю эстраду в Приморском парке. Здесь выступают артисты, приглашённые Славиным из Одессы и Киева, Москвы и Риги... На сцене курзала в июле 1929 года состоялось выступление В. Маяковского. Поэт приехал из Сочи с артистами Анелью Судакевич и Асафом Мессерером.
Маяковский ярко и образно рассказывал о развитии советской поэзии и служении интересам партии и народа. На вечере в Гагре он читал, судя по афише, главы из поэмы «Хорошо», «Стихи о советском паспорте».
Это было первое и последнее выступление великого поэта в Абхазии.
Организаторские способности Славина оставили след и в суровые годы Великой Отечественной войны, когда курорт принял на лечение воинов Красной Армии. Ветеран театра организовал самодеятельные коллективы из сотрудников военных госпиталей. Весело и заразительно работали в зале артисты-любители. Они увлекали воинов своим темпераментом, песнями, вовлекали солдат в игры и пляски, заставляли ломать голову над загадками, искать выход из неожиданных ситуаций. Всем было интересно. Раненые бойцы произносили теплые слова благодарности за хорошее настроение.
Сценарии таких вечеров создавал Н. Славин. «Развлекая, надо воспитывать, – говорил он. – Вот, пожалуй, в чем соль нашей работы. Мы, артисты, тоже пропагандисты и агитаторы в любой аудитории. А для этого надо много знать и уметь...».
Приближается 110-летие курорта Гагра – лето следующего года. Знаменательная дата – прекрасный случай вспомнить артистов, строителей, врачей, работников культуры, которые отдавали все свои силы, знания и опыт курортной Гагре, ее становлению и развитию. Живут созданные ими книги. Шумят посаженные ими деревья. Одаривают людей бодростью и здоровьем созданные ими здравницы.