Александр Плиев рассказывает:


То, что это ЧЖД очень сомнительно. Где Бзыбь и где наши скалы, которые вообще-то не скалы, а холмы, из песчаника, образованные из дна морского. Вряд ли зарубежные инженеры замутили бы такую стройку. Это же очевидно, что скалы подвержены безостановочному осыпанию во время дождей и разбиванию мощными волнами.

Один мой сосед рассказывал, что в середине бухты, той что после Ряпша, в его молодости (начало 60-х), было очень много деревянных бочек с застывшим цементом. Они были сосредоточены в одном месте, там было ущелье (сейчас там расщелина). И ему более старшие говорили, что там был склад с этими бочками во время строительства дамб и весь этот склад накрыло однажды штормом (вот она недальновидность тех строителей). Потом его родители и соседи по улице на баркасе притащили на Рыбзавод эти застывшие бочки и поставили на них свои дома. Я сходил, проверил, действительно их хибары стоят на бочках. Так же он рассказывал, что в одной из треснувших бочек, там в ущелье, во времена его молодости, парень нашел клад. Увидел, что в трещине из бочки торчит тряпка, разломали бочку и достали сверток. Там было более сотни золотых монет. Объясняет он это тем, что склад бочек был в ущелье, в котором ранее обитали Камариты, (абхазские пираты, грабящие проходящие суда), и видимо кто-то из строителей наткнулся на этот клад или сундук пиратский, возможно закопанный в земле, и решил перепрятать в бочку с цементом. Ну а потом шторм. Сам сосед так же утверждает, что в том же ущелье он сам находил подобную монетку, обкапывая яблоню, которую случайно там обнаружил, и видимо она росла на месте стоянки камаритов. В общем местный фольклёр. И видимо с достаточно серьезной многолетней художественной обработкой. Хотя всякое может быть. Надо этих двух старожил сопоставить друг другу и устроить очную ставку. Чтоб вывели правду по всем этим ущельям... Но это я ушел от сути.

Я тоже склоняюсь к версии монахов и все-таки к версии госдачи. Так как перед самой госдачей, в мини бухте между Шлыпрой и мысом, из которого торчит госдачинский тоннель, прямо посередине проложены рельсы. Их, правда, обвал стянул к берегу, но они упираются в скалу, за которой дача. Но там, где они уходят в скалу тоже обвал, и я думаю, под обвалом начат тоннель, иначе, что там под рельсами в камнях делает вагонетка?

Другой пенсионер говорит, что вся эта стройка узкоколейки совсем не такая старая, как ее представляют некоторые. Что она проходила в конце 40-х годов.

Еще есть начатая пещера сразу за оконечностью мыса после лагерей [во Втором ущелье]. На фото все пометил. Доступа в нее сейчас нет - обвал. Но мой один друг, а так же мой брат говорит, что они, будучи шпаной в конце 70-х и в начале 80-х регулярно там тусили. Она не глубокая, метров пять. Имеет два отверстия, которые в глубине соединяются (штольный метод?). И она на такой же высоте что и известная пещера с торчащими рельсами. Вы наверняка должны знать эти два входа, говорят, их все студенты из лагерей знали.

Так же, отходя от лагеря на метров на 50, попадаем в зигзагообразный вход в ущелье. Друг говорит, что там с правой стороны было то ли зияющая дыра, то ли углубление, как раз направленное в сторону моря. Возможно, это выход планировался с того двух дырочного входа... В детстве он побоялся туда заходить, а я не нашел, там сейчас заросли.

Пока писал, вспомнил про еще одну пещеру. Наш дайвер Рыбзаводский рассказывал. Он тоже собиратель местных мифов. Пещера или тоннель находится на восточной оконечности Толстого мыса. То есть если спуститься к ней, то впереди в бухте будет храм Амбара, а сзади получается пансионат Мюссера. Он говорит, что был в ней, она так же не сквозная, и попасть в нее можно только спустившись по веревкам сверху. С воды ее не видно - скрыта растительностью. Говорит, что из-за недоступности в нее вообще никто не ходит. Я пытался ее разглядеть с воды, но тщетно. Надо будет как-нибудь разведать у него конкретные координаты, причалить у Виллы Роза, и пойти на поиски.

В общем, буду теперь теребить при случае всех пенсионеров, кто что знает. А так же своего соседа по гаражу надо порасспрашивать. Он главный археолог, занимается раскопками по Абхазии, раскопки Питиунта - это вообще его конек. Наверняка он будет знать про эту железную дорогу.

Вот на днях я добрался в пещеру, в которую хотел попасть уже много лет.

Расположена она на Толстом мысу, после пансионата Мюссера в сторону Гудаута. Пещера, а точнее тоннель, самая высокая из известных мне на берегу. И самая труднодоступная. Спускались сверху на альпоборудовании. Пещера расположена в мини расщелине. Спустились на площадку из осыпавшегося грунта, который практически закрыл вход в пещеру. А уходили уже, спускаясь с этой площадки на берег моря.

В пещере впервые увидел вагонетку. И, кажется, я стал приходить к мнению, что это ЧЖД. Вагонетка точно такая же, как представлена на старых фото в вашей статье. Стоит с насыпанным грунтом со второго яруса. То есть они проходили два яруса, а потом их объединяли. Так же как и в Шелипринском тоннеле в середине этого тоннеля начат заливаться бетонный свод (интересно, почему именно с середины?). Бетон заливался прямо из того же материала, который оставался после проходки. Без армировки и вибрации (был в этой пещере с другом, который занимается бетоном, он обратил на это внимание). И видимо сам цемент как раз таки и был из той плохой серии из Туапсе, что свод сыпется от прикосновения пальца.

Западная часть тоннеля засыпана взрывом, практически, как мы думаем, на выходе. Сделано это было из соображений безопасности в период строительства госдачи. Так как ее выход был на самой макушке оконечности Толстого мыса. И соприкасался с забором госдачи, первым периметром [охраны].

На площадке, у входа в пещеру, можно увидеть практически полностью засыпанный вход в следующую пещеру, на восток, в сторону Амбары. Теперь у меня маниакальная идея попасть туда. Так как если в этой пещере, где вагонетка, обнаружен минимальный культурный слой времен СССР, то там, наверное, будет вообще все первобытно. День хорошо поработать лопатой и можно попасть.

И, скорее всего, до самой Амбары тоннели пронизывают всю скалу. За несколько дней до спуска в пещеру, побывал на Амбаре. На берегу, напротив храма, в остатках бетонных дамб заметил колесную пару от вагонетки.

Вчера все это рассказывал местному старожилу, он мне и говорит, что вообще эта ветка начиналась с турецкого ущелья. Говорит, что когда он был маленький, в 50-х годах, помнит, что дороги до Монашенского ущелья от Рыбзавода не было. А, начиная с Турецкого ущелья и до Монаха, вдоль скалы шла залитая бетонная дамба с уже уложенными рельсами. И сейчас она наверняка сохранилась только, завалена грунтом, и на ней сейчас уже автомобильная дорога.

2020 г.