Главная » Статьи » Каталог статей » Записки Гагроведа

Немцы на Кавказе: Индоевропейский телеграф (окончание)


2014 г.



Наконец, с огромными трудностями к началу 1870 года все основные строительные работы были завершены. Но непрерывные обрывы линии в результате аномально суровой зимы, необученность персонала и необходимость освоения особенностей новых аппаратов ещё не позволяли запустить линию. На отладку ушло ещё несколько месяцев.

В то время Вернер Сименс почти ежедневно по нескольку часов бывал в Берлинской станции Индотелеграфа. Он дистанционно обучал работников по всей линии и отвечал на вопросы, возникающие то в Житомире, то в Керчи, то в Тифлисе, по ходу решая возникающие проблемы в сопряжении станций. В неопределённости проходила неделя за неделей, сотрудники и даже братья были в отчаянии. Вернер был единственным, кто сохранял голову и верил в успех. С ожесточением он продолжал работу. Впадать в уныние он не имел права - ведь нужно было кому-то продвигать дело. В залоге была его честь. К этому времени конкуренты уже наладили работу Британо-Индийского подводного телеграфа. И пусть его структура была несколько громоздкой, а сообщения там проходили не столь быстро, как было заявлено Сименсом, но главное – это то, что он уже заработал. Общественность и акционеры IET с напряжением ждали. Поползли слухи, курс акций на бирже стремительно падал.

Но Вернер уже был готов объявить о победе. 12 апреля 1870 года Уильям Сименс собрал в помещении Телеграфного общества в Лондоне большое количество известных личностей во главе со своим хорошим знакомым - генералом Уильямом Бейкером, членом Индийского правительства. Уильям попросил брата при всех послать телеграмму в Индию, чтобы продемонстрировать собравшимся плоды двухгодичных усилий.

Телеграмма была послана другу Вернера - полковнику Робинсону в Калькутту и в течение часа Сименс получил на руки ответ. Таким образом, расстояние в одиннадцать тысяч километров из Лондона в Калькутту, составляющее более четверти окружности Земли, сообщение преодолело за рекордные 28 минут. До Тегерана сообщение доходило всего за минуту! Спустя пару дней, когда Вернер Сименс просматривал газеты, он осознал, что стал знаменит. И эта слава была честно заработана.



Рабочая телеграмма Генерального секретаря Уивера. Лондон. 29 января 1870 г.:
"Сименс сообщает мне, что линия готова к работе и желает её скорейшего открытия. У меня есть
распоряжение передать, что мы можем начать работу, как только вы дадите своё подтверждение."
Фото с сайта Die indo-europäische Telegraphenlinie in Originaldokumenten


В 1870 году сообщения можно было послать из любого офиса "Electric & International Telegraph Company" или из офисов Компании в Калькутту, Бомбей, Мадрас и все места к западу от Читтагонга. На протяжении всей линии для сообщений использовался английский язык, и работали английские операторы. Но вообще состав служащих, по крайней мере на российском участке, был довольно интернационален. Литературные источники разных лет доносят свидетельства, что начальниками станций на российском участке были, например, швед и итальянец.

Однако, радоваться успешной работе линии пришлось недолго. 1 июля 1870 года в Чёрном море произошло землетрясение, в результате чего кабель был разорван в нескольких местах. Подробное обследование показало, что он не может быть восстановлен. Встал вопрос, проложить ли новый кабель или, воспользовавшись строящейся дорогой через перевал в районе Джубги, провести наземную линию. Был выбран второй вариант, так как из-за частых землетрясений в этой области Чёрного моря, кабель постоянно находился бы под угрозой повреждения прибрежными отложениями гальки.



Один из столбов Индотелеграфа, найденных в Туапсинском районе.
Фото с сайта Территории Поиска. Сайт Искателей Юга России.


Так, во второй половине 1870 года, на побережье появились фирменные чугунные столбы Индоевропейского телеграфа. Там, где было возможно, линию вели по берегу вдоль моря. В некоторых местах приходилось карабкаться по скале, как, например, на участке Цандрипш – Гагры. С этой целью по Гагринскому карнизу вырубили широкую просеку. Русский драматург, Михаил Николаевич Владыкин, путешествующий по Кавказу в 1872 году, так описывает свой переезд через хребет по тропинке вдоль линии Индотелеграфа.

С этого места начинается уже Гагринский кряж, запирающий в Гаграх единственную береговую тропинку, идущую из Абхазии в Адлер. Если нет прибоя, то отсюда в Гагры можно проехать берегом (12 верст), если же прибой, то приходится ехать горами. Проехав небольшую речку Хашупсе, мы начали подниматься вверх, удаляясь от моря. Лошади наши карабкались и спускались вниз, как кошки, что приходилось им делать постоянно. Иногда казалось, что дорожка совсем прекращалась и впереди находился обрыв, но это только был крутой поворот. Чтобы легче было лошади, беспрерывно приходилось отваливаться телом назад при спусках и подниматься на коротких стременах, хватаясь даже за гриву, при крутых подъёмах. Телеграфная проволока прикреплена здесь прямо к деревьям, потому что врывать столбы в каменистый кряж было бы очень трудно. А там, где можно их врывать, там они были чугунные, - доказательств, что телеграф проводили его хозяева – англичане.

31 января 1871 года, после полугодичных внеплановых работ, непрерывная работа Индоевропейского телеграфа была восстановлена. Несколько последующих десятилетий были для проекта относительно безоблачными.

Прибыль на вложенный капитал была достигнута лишь через несколько лет. В первые годы доходов только-только хватало для покрытия расходов, но не для выплаты дивидендов. К тому же компания немалые средства вкладывала в модернизацию линии. Но акционеры были довольны, так как в результате постоянного развития компании прибыльность по акциям росла.

Могущественная «Eastern Telegraph Company», являвшаяся управляющей компанией конкурента - Британо-Индийского подводного телеграфа, неоднократно предпринимала попытки выкупить IET. В 1877 году был заключен договор о взаимном использовании подводных линий двух компаний. Но это оказалось на руку IET, так как подводный телеграф часто ломался, и у Индоевропейского телеграфа частенько появлялась возможность обслуживать трафик между Европой и Индией в одиночку на протяжении недель или месяцев. Прибыль от этого только возросла.



Схема трёх телеграфных маршрутов между Британией и Индией с графиком их востребованности за 1886 - 1899 г.г..
Фото с сайта Wikipedia


Ещё один интересный эпизод, когда неблагоприятные обстоятельства Компания смогла обернуть себе на пользу, описывает сам Вернер Сименс в опубликованных в 1893 году воспоминаниях.

Я должен упомянуть еще об одном обстоятельстве, очень важном для нашего петербургского отделения и делавшего его особенно доходным предприятием. Граф Клейнмихель вначале поручил охрану телеграфных линий управлению шоссейных дорог за довольно значительную поверстную плату. Результатом этого явилось совершенное отсутствие или недостаток надзора; случайная или умышленная порча линий обыкновенно обнаруживалась лишь много дней спустя, исправления производились медленно и часто очень небрежно, так что на верное действие телеграфных линий никогда нельзя было рассчитывать. Тогда граф потребовал, чтобы мы приняли и охрану линий, за что он нам будет платить те же сто рублей с версты, которые платил управлению шоссе...

Мы совершенно отказались от мысли учредить собственную охрану, но зато устроили механическую контрольную систему, сравнительно дешевую и прекрасно функционировавшую. На каждые 50 верст мы устроили сторожевую будку, в которую были проведены провода. В будке находился будильник и гальванометр, которые были таким образом введены в цепь, что сторож по движению стрелки гальванометра мог постоянно видеть, проходит ток через провода или нет. Если стрелка оставалась неподвижной в течение получаса, сторож обязан был телеграфировать номер своей будки... На каждой телеграфной станции находился механик, на обязанности которого лежало спешить на место повреждения телеграфного провода и исправить его, а так как особым приказом было объявлено, что нашему механику следует отпускать почтовых лошадей без замедления и преимущественно перед всеми другими путешественниками, то повреждение обыкновенно исправлялось в течение нескольких часов... Договор об охране телеграфных линий, чуть ли не насильно навязанный нам, оказался с материальной стороны весьма для нас выгодным.


Упомянутая система с созданием контрольных пунктов через каждые 50 километров и механическими устройствами слежения успешно действовала как на внутрироссийских линиях, так и на Индотелеграфе, доказав свою эффективность, особенно в труднодоступных и малонаселенных участках.

В 1884 году вместо старого кабеля в Керченском проливе был заложен более надёжный новый четырёхжильный кабель. Расходы на его укладку и обслуживание были поделены в равной пропорции с русским правительством. Каждая сторона теперь имела в пользовании по два провода.



Срезы трёхжильного и четырёхжильного кабеля из Керченского пролива.
Фото с сайта History of the Atlantic Cable & Undersea Communications from the first submarine cable of 1850 to the worldwide fiber optic network


Первоначальная концессия на устройство и эксплуатацию англо-индийской линии в России была Высочайше дарована на 25 лет, но уже в 1873 году продолжена ещё на 10 лет, считая срок со дня открытия действия по этой линии, т.е. с 19 января 1870 года по 19 января 1903 года.

25 декабря 1899 года концессия была заменена новой, имевшей существенные отличия. Были введены дополнительные, более выгодные правительству, условия оплаты (17 процентов вместо 10) за транзитные сообщения, а также поквартальная предоплата.

В интересах сохранности государственных секретов Обществу было вменено в обязанности обучение телеграфистов из русских подданных для замены иностранного персонала. В случае политических осложнений линия, в пределах России, поступала в полное распоряжение русского правительства. Устанавливался контроль российской стороны за подбором персон, имеющих чины в Компании и определением правил несения службы.

Все эти десятилетия линия надёжно и бесперебойно работала. Очевидный перерыв случился лишь в августе 1914 года, когда Великобритания вынуждена была прекратить транзит телеграмм через территорию противника. К тому же за годы войны линия Индотелеграфа во многих местах была разрушена. В этот период весь трафик с Индией и Дальним Востоком, к тому же значительно увеличившийся, вновь достался «Eastern Telegraph Company», у которой работали шесть линий из девяти её принадлежащих.

После окончания I мировой войны, к концу июля 1923 года, вся линия Индотелеграфа была восстановлена, и 3 августа он вновь приступил к работе. Этому предшествовали жесткие переговоры Общества с правительствами стран по поводу коммерческих скидок и условий обслуживания. Следствием этого, начиная с 23 августа по 11 октября стали многократные перерывы в работе линии, в частности вызванные забастовкой советских служащих Индоевропейского телеграфа. Бастовали организованно, при поддержке Советского правительства, по всей протяженности линии. Доподлинно неизвестно каков был итог этой забастовки.


"Indo-European Telegraph Company" (IET) функционировала вплоть до 1931 года, когда закончилась персидская концессия. После этого линии Индоевропейского телеграфа перешли во владение соответствующих стран, которые продолжали их частичное использование. В СССР некоторые участки действовали во время Великой Отечественной войны.

В прошлом году стало известно, что 15 июля прекратил существование Индийский телеграф. Закрылись последние 75 отделений. А ведь ещё 30 лет назад их было 45 тысяч. В последний день работы телеграфа индийцы в знак солидарности отправили сотни телеграмм, но это не повлияло на его закрытие из-за огромных убытков. Телеграф в Индии был устроен в 1852 году и последние 160 лет был одним из основных средств связи.


***


В заключении хочу сказать пару слов о том, можно ли в Гагре сегодня найти что-то, что касается темы Индоевропейского телеграфа. Первым делом, конечно, хотелось бы найти столбы - ведь они стояли через каждые 50 метров. На многих старых фото - вдоль шоссе и в парке, их можно узнать по характерным признакам: форме (с утолщённым "подстаканником"), материалу (в отличие от остальных - деревянных и кривых, эти красавцы были чугунные) и по тому, что они имеют только три или четыре провода.

















Мои поиски начались со столба, упомянутого в переводной статье А. Карбелашвили на сайте Crown Jewels of the Wire. Там говорится, что на одном из пляжей в Гагре на момент написания статьи (конец 80-х годов) сохранился подлинный чугунный столб с клеймом Сименс. Я обыскал пляжи в старой Гагре, потом парк и по возможности территории прилегающих пансионатов, но ни одного столба не нашёл. Позже, из беседы с известным гагрским краеведом Анатолием Клюевым я узнал, что он как раз недавно опубликовал заметку в газете Республика Абхазия об Индоевропейском телеграфе. Этому с его стороны также предшествовали поиски столбов, в определённой степени удачные. Однако со стопроцентной достоверностью он не взялся утверждать, что найденные столбы на ул. Званба и на шоссе, принадлежали Индотелеграфу - знаменитого клейма на них обнаружено не было.

На ул. Званба, на территории частного участка, глядя с улицы, я нашёл похожий столб, который использовался для подвязки виноградника. Но хозяева были не рады моему пристальному вниманию и рассмотреть его вблизи не разрешили.

На столб же, который находится на шоссе недалеко от ресторана «Гагрипш», я и сам несколько раз обращал внимание. Но клейма на нём нет и поэтому я не пришёл к определённому выводу. Хотя все признаки, кроме самого яркого, говорят за то, что столб этот - тот самый. Например - характерная «юбочка» в основании. Это утолщение обусловлено технологией установки столбов Индотелеграфа. Для удобства монтажа в землю сначала врывали трубу, а затем в неё вставляли сам столб, имеющий более узкий диаметр. Форма столбов, найденных в разных регионах, разная. Но этот очень похож на столб с клеймом, найденный в Туапсинском районе.





......


......











Как видно из анимированного фотосравнения, здесь и проходила линия. Однако, столб стоит не точно на том же месте, а чуть дальше. Скорее всего это не тот столб, что мы видим на первом плане, а следующий. Он почти напротив дома через дорогу.

Что же касается здания Дома связи, с которого начинался рассказ, то здесь как раз обратная история. Кроме прямого указания в Перечне памятников истории и гражданского строительства на сайте Ново-Афонского музея, нет других свидетельств в пользу версии, что здесь была станция Индоевропейского телеграфа. Во всех известных мне печатных изданиях той эпохи утверждается, что телеграфная контора находилась при Временной гостинице, рядом с рестораном «Гагрипш».

В одном из путеводителей рассказывается об имении А.П. Ольденбургского "Евгеньевские Гагры", территория которого начиналась за рекой Гагрипш. Возможно, несколько строк там посвящены описанию именно нашего "рогатого" дома.

Имение это только ещё устраивается; оно занимает мягкий горный склон с левой стороны шоссе и ровную прибрежную полосу – с правой. В нагорной части выстроен небольшой дачный домик красивой архитектуры, со всеми удобствами; он сдаётся внаймы, как отдельная дача; освещается электричеством, соединён телефоном с климатической станцией.

Зато известно, что станция Индотелеграфа точно была в Сухум-Кале. Это здание можно видеть там и по сей день.




В Гагре в этом году была установлена уличная композиция в виде телеграфного столба с указателями городов и памятной надписью об Индоевропейском телеграфе. Вот, пожалуй, и все гагрские следы былого проекта, считавшегося некогда воплощением передовой технической мысли.













При написании использованы источники и материалы с сайтов:


1. The Site by Steven Roberts. Distant Writing. A history of the Telegraph Companies in Britain between 1838 and 1868.
2. The Site by Bill Burns. History of the Atlantic Cable & Undersea Communications from the first submarine cable of 1850 to the worldwide fiber optic network
3. The Site by Fritz Joern. Die indo-europäische Telegraphenlinie in Originaldokumenten
4. Sigfrid von Weiher und Herbert Goetzeler, Weg und Wirken der Siemens-Werke im Fortschritt der Elektronik 1847—1980, Franz Steiner Verlag, Wiesbaden, 1972 (1981)
5. Костиников В.Н. Материалы на сайте СОЧИНСКИЙ КРАЕВЕД
6. Территории Поиска. Сайт Искателей Юга России.
7. Andre Karbelashvili. The First Deputy Minister of Communications of the Republic of Georgia. – Журнал "Crown Jewels of the Wire", May 1996, page 15. - Статья на сайте Crown Jewels of the Wire.
8. Andre Karbelashvili. Indian Journal of History of Science, 26 (3), 1991.
EUROPE-INDIA TELEGRAPH. “BRIDGE” VIA THE CAUCASUS. - Engineer Journalist, 380009, Tbilisi, U.S.S.R.
9. Александр РЕКЕДА. Статья на сайте ИСТОРИЯ СВЯЗИ КУБАНИ
10. Юрий Романов. Статья на сайте КОМПЬЮТЕРРА
11. Статья на сайте KM.RU
12. Статья на сайте GRACE’s GUIDE. BRITISH INDUSTRIAL HISTORY
13. Елена Юрченко. Статья на сайте Kerch.FM
14. Статья на сайте Крымское ЭХО
15. Сайт АБХАЗСКАЯ ИНТЕРНЕТ-БИБЛИОТЕКА
16. Анатолий Клюев. Статья на сайте ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКА АБХАЗИЯ
17. Министерство внутреннихъ дѣлъ. Историческiй очеркъ. Приложенiе второе. Почта и телеграфъ въ XIX столѣтiи. - Тип. Министерства внутренних дел. - Спб., 1901.
18. Бардадым В. П. Открытки на память. - Краснодар: издательство «Советская Кубань», 2005.
19. Сименс В. Мои воспоминания. - Типо-литография и фототипия В.И.Штейна. - Спб, 1893.
20. Гурьев Б. М. Поездка в Тавриз. - Исторический вестник, № 7. 1912
Материал с сайта Восточная литература.
21. Алексей РУСИНОВ. - "Крымский телеграф", № 65. 2010
22. Первая сочинская коммуникация. Индоевропейский телеграф. Статья на сайте Эдем Кавказа
23. Дьячков-Тарасов А. Н. Гагра и их окрестности. «Записки Кавказского отдела Русского географического общества», кн. XXIV, вып. I, Тифлис, 1903.
24. Сергей Ткаченко. Статья на сайте КРЫМСКИЙ БЛОГ.
25. Kukan Adalbert. Erste transkontinentale Telegrafenverbindung Die „Indo-Europäische“-Linie (1870-1931), - статья на сайте Deutsches Museum
26. Каталог продукции компаний "Siemens & Halske" и "Siemens-Schuckertwerke" Немецкого музея Мюнхена -1906.
27. Сайт Музей РЗА


В контексте


2013 г.
Черноморская железная дорога. Эпопея великого строительства. Часть I
2014 г.
Разные судьбы «рогатых» домов. III. Гагринский уездный Исполнительный комитет
2010 г.
Новороссийско-Батумское шоссе




Категория: Записки Гагроведа | Добавил: Spupper (25.11.2017)
Просмотров: 84 | Теги: истории о..., гагра, 2014 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar