Главная » Статьи » Каталог статей » Записки Гагроведа

Немного велосипедист, немного фотограф...


2013 г.
Многие, кто впервые едет в Гагру, думают, что это небольшой, судя по населению, городок, который легко покорить пешком. Я знал многих, кто уже находясь несколько дней в городе, все еще так же и продолжали считать. Но только до тех пор, пока не собирались прогуляться, например из Старой Гагры на рынок или наоборот, из Новой - в Приморский парк. Хотя бы даже и на маршрутке. Принцип "а куда спешить, на отдыхе времени много" каждый год заманивает отдыхающих в ловушку собственной нерасчетливости. Этих бедняг, да ещё с детьми, спрашивающих у прохожих, "ну где же наконец эта Колоннада (ресторан Гагрипш, парк, крепость)?" нередко встретишь на дороге вдоль шоссе. И многие из них ловят такси и уезжают, добравшись только до Колоннады. И конечно возвращаются потом, уже вооруженные картами и опытом. Нагляднее всего объяснить ошибочность такого ветреного отношения к гагринским расстояниям получается, когда приводишь человека на городскую пристань с биноклем и показываешь, куда нужно будет добраться, чтобы попасть в нужное ему место.

Сам я испытал этот эффект обманчивости расстояний на себе, когда в далёком уже 2002-м году, наивно полагался на свои ноги, отдавая все имеющиеся деньги за охапку роз на рынке. Мне нужно было вернуться в мой санаторий, носивший тогда ещё название "Украина". Он находится аккурат у того самого места, где велотуристы любят фотографироваться с дорожным указателем "Гагра", обозначающим начало населенного пункта. Помню, для этого мне понадобилось тогда около полутора часов. Но я очень спешил, чтобы розы не завяли. К слову, я всегда в последнюю очередь думаю об усталости, что видимо, помогает мне не толстеть.

И вот, таким образом, исходя из времени, затраченного на обратный путь, мною было эксперементально установлено (ведь не считать же, что я просто был беспечен и дал маху в восприятии длительности моего возвращения) и позже рассчитано по формуле, что расстояние от рынка до въезда в Гагру составляет примерно восемь километров. С тех пор я много раз встречал подтверждения этого моего "открытия" в виде данных о том, что протяженность всего города составляет десять-одиннадцать километров. А в некоторых местах пишут, что по побережью - и все двадцать.


*Панорама сделана в 2016 году


Как бы там ни было, а ясно одно - пешком по городу не находишься. Конечно, в таких условиях, очень удобно иметь под боком свою машину. Или ещё удобнее бесплатного личного водителя с машиной, например жену. Но и эти варианты не во всех случаях хороши. Съездить на рынок - это удобно. А, если просто погулять по городу? Остановиться, посмотреть по сторонам, расслабиться? И, чтобы за одну прогулку это было совершенно в разных местах?

А? Всем ведь приходила в голову эта мысль? Пара колес гораздо мобильнее, чем пара ног или четыре колеса. Я даже скажу конкретнее - велосипед!!! Вот идеальное средство передвижения для интересующихся городом. Скутер? Неее! Его нельзя повесить на плечо и подняться по лестнице, мы же в Гагре! Конечно, нужна какая-никакая сноровка и готовность расстаться с некоторым количеством калорий. Но, мы же помним: я всегда в последнюю очередь думаю об усталости.

Но, почему-то, в Гагре этот удобный вид транспорта не приживается. По городу можно найти объявления разных годов выпуска о велопрокате. Но вот пользующихся велосипедом увидишь не часто. То ли спроса нет, то ли предложение дремлет. Года четыре назад я пытался воспользоваться прокатом в одном из дворов в районе Шапсугской и Гечба. Но надо было знать, чтобы найти этот двор. К тому же, где Шапсугская и где я со своей Старой Гагрой? Поди туда доберись сначала, а потом обратно, когда велосипед сдашь. Не удобно. Вот ведь в соседней Пицунде кто-то организовал велопрокаты от Кипарисовой аллеи до Рыбзавода буквально на каждом шагу. И не по два-три, а десятки велосипедов на выбор!


......


В общем, не понимая, в чём же подвох, я решил привезти велосипед с собой. Не для занятий спортом, не для поездок на дальние расстояния, а вот конкретно, чтобы по городу ездить. И как ни странно, катаясь в своё удовольствие и на зависть вылупившимся мальчишкам и редким еще в начале сезона отдыхающим, никакого таки подвоха я не нашёл. Пару проколов колючкой быстро излечил. А в остальном - красота! Так что теперь, если на моих фото вы увидели где-то в сторонке скромно примостившийся велосипед, знайте - это меня дожидается мой верный вороной.





Справедливости ради, признаюсь, что как раз в этом году, проезжая мимо колоннады со стороны пляжа, увидел там льва прокат велосипедов. Присматривающие ребятишки сами катаются, друзей катают. На меня смотрят с любопытством. Подъехал как-то поговорить и наткнулся как раз на хозяина. Он из Ростова. Решил первый год здесь попробовать расширить свой бизнес. Пожелал ему удачи. На следующий день хотел сфотографировать их, чтобы при случае рекламу сделать хорошему делу, да никого не застал. И на другой день. То ли точку сменили, то ли... Как-то не приживается этот вид транспорта в Гагре.


***


В начале июня в Гагру я не приезжал уже давно. Как обычно, весь месяц курорт не торопясь готовился к сезону. Любопытно было видеть, как с каждым днем открываются новые старые кафешки, повсюду вырастают столики с экскурсионными предложениями и сувенирами, словно грибы после тёплого ливня. К слову, дождливых дней за первые две недели июня было немало. Оно и хорошо. Для моих целей погодка в самый раз - в августе, в жару, особо крутить педали не захочется.





Когда приезжаешь после долгого отсутствия в знакомые места, глаз машинально всегда ищет изменения. С прошлого года их в нашем городке много, но подход к облагораживанию городского облика остался конечно тот же: начать где-то в отдельно взятом месте расчищать или строить, чтобы в другом месте бросить. Порадовало, что на площади, за торговым центром, исчезла свалка. В прошлом году там были такие кучи, что я думал уже, что это навсегда. Рядом начинается строительство очередной гостиницы, видимо многоэтажной. На этой улице ведь их ещё нет. Хотя в глубине ущелья, уже почти построили ещё одну, похожую на узкую трёхэтажную перегородку между двумя соседними участками.











Строительство рядом с порталом туннеля ведёт один из руководителей городского хозяйства города, который живёт по соседству. Такое место для гостиницы вызывает лично у меня сомнения, учитывая намерения властей пробить туннель до конца и завершить строительство объездной дороги с выходом на шоссе через площадь. Между прочим буровой щит уже занял рабочее положение в туннеле на том конце - в Гагрипшском ущелье.

Ну, гагрскому начальнику может и виднее, по-этому не будем торопиться с выводами. К тому же начал он стройку с расчистки скверика у железнодорожного моста, за что жители и отдыхающие ему премного благодарны.

Этот маленький тенистый треугольник, примыкающий к площади, в советское время был облагорожен и за ним ухаживали городские службы. Как и в соседнем Комсомольском парке, клумбы были засажены цветами, а дорожки с бордюрам были засыпаны мелким белым гравием. В середине мини парка они перекрещивались и расширялись, образуя небольшую квадратную площадку, где стояли лавочки. Приезжающие в Гагру экскурсанты, чьи автобусы останавливались перед мостом на площади, в знойный полдень, после обеда в одном из кафе торгового центра, любили посидеть в этом тенистом скверике. Дети приходили сюда поиграть в бадминтон. Вечерами включались фонари и на лавочках под звуки мелодий летних хитов, несущихся с крыши торгового центра из открытого ресторана, уединялись парочки.








Последние лет пятнадцать трудно было себе представить, что цветущие олеандры и магнолии вдоль дороги, которые постоянно привлекают внимание проходящих на пляж отдыхающих, были когда-то частью сквера. Наверняка, человек, не побывавший здесь во времена процветания, не смог бы заметить в высокой траве и кучах мусора даже следов дорожек.



*Фото 2010 года


Улица Русских добровольцев, бывшая Советская. Куда же без неё. Почти ничего не меняется, только количество тарелок-антенн с каждым разом всё больше.





В последнее время в ущелье часто стали спрашивать где башня Марлинского. Раньше никто не знал о ней, как среди местных, так и среди приезжих. И не мудрено: стоит на частном участке какая-то старая стена с пристроенным сараем. Поди ж определи, что это историческая ценность. Но с некоторых пор, когда в городе появились схемы А.И. Клюева, все ищут эту башню. Искать проще, если знаешь адрес: ул. Русских добровольцев, дом 66.





Совсем рядом - мини производство по изготовлению бетонных форм. Изделия использовали для оформления кафе на площади и одно время выставляли для продажи. А может всё было и в обратной последовательности. Соседи говорят, что мастерская работает. Но цепь со ржавым замком на воротах двора мастерской - бывшей территории складов, намекают на затянувшуюся приостановку производства.





На площади палатки заменили приличными павильонами. Это хорошо.





И с освещением на улицах Гагры в этом году полный порядок. Я уже не помню, когда фонари на нашей улице горели одновременно все. Теперь горят даже днём.





Домик на горе за "Чайкой", бывший некогда скромным домиком для прислуги на территории дворца, год от года обрастает все новыми постройками, которых не было ни в принцевском дворце, ни в советском санатории. Но по прежнему домик радует взгляд своей настоящей датской черепицей, специально заказанной теперешним хозяином и привезенной с того же самого завода, что и 110 лет назад.






*Фото 2010 года


Основному зданию "Чайки" везёт меньше. Хозяин другой и крыша не черепичная. Точнее уже третий год её никакой нет. Даже на водонапорной башне.






*Фото 2010 года


Весной расчистили заросли на горе в районе пансионата "Скала" и в парке. Это наверное первый раз за двадцать лет. Например раньше никогда не замечал этой мозаики у кортов.





Теперь многое видно, даже некоторые архитектурные детали, о которых я и не подозревал. Удобно, чтобы сравнивать со старыми фото.


.....











.....


Самой "Скале" ещё далеко до рабочего состояния. Но каждый год что-то новое из сделанного радует глаз. Вот сейчас попробовали фасад раскрасить. А что, весёленько бы получилось. Мне особенно верхний вариант с фактурой по душе.





А это что же?! Бааа, вот это неожиданность! Новая кабинка для канатки! Надеюсь, не для съёмок очередного сериала?





Забрёл как-то в один тупичёк. Тишина и никого, хоть и дома со всех сторон. Вдруг неожиданно попал под объездную. Представил себе жителей этих домов, наблюдающих снизу, как её строят.





Пешком можно было выкарабкаться на дорогу, но с велосипедом - больно круто. Повернул обратно. А вот Запорожец, видимо тоже когда-то забрёл, но развернуться так и смог.





Два недостроя. Но видимо история у них очень разная.





Что за дама в чёрном внизу. Пиковая?





В новой Гагре каждый раз не могу пройти спокойно мимо видов многоэтажек на фоне гор.





Футбол, несомненно в городе развивается.









***


Ну а что же у нас плохого? Пруд со Стрельцом сух. Я никак не застану, чтобы одновременно вода во всех фонтанах была. Один год у колоннады сухо, другой год - у дуба, где мама с ребенком, теперь вот здесь. Воды не хватает, может на все сразу?





На пляже много что было поломано и просто смыто мартовским штормом. Про набережную у санатория "Москва" - отдельный разговор.





За пацанят тревожно.





Был ночной клуб "Лайм". Теперь его нет. Это тоже какая-никакая уже история.






*Фото 2010 года


Что-то несколько лет строили на берегу у "пятачка". Теперь этого тоже нет. Пляж всегда ровняли тракторами.






*Фото 2011 года


Территорию Абааты окончательно закрыли для свободного прохода. Только с экскурсией или в музей.
Или в храм. Там теперь проводят службы по выходным.


А в остальном - всё нормально. Море чистое, на пляже народу мало. Ближайшего загорающего только в бинокль разглядишь.





Можно делать всё, что угодно, хоть голышом загорать...





...или хоть голышом делать всё, что угодно.





Будет сезон, будут ещё тысячи отдыхающих. А пока краски сезона 2013 свежи и полны ожидания.








***


По прогнозам туроператоров и властей сто десятый сезон для курорта обещает быть удачным. Конечно, все ещё помнят времена и большего благополучия. Но этот год в любом случае будет отмечен в истории города. Благодаря многолетним усилиям группы энтузиастов во главе с известным журналистом, писателем, общественным деятелем и краеведом Анатолием Ивановичем Клюевым в парке должен быть установлен памятник основателю курорта - принцу Ольденбургскому. Чтобы это событие произошло, с момента возникновения идеи, через многочисленные согласования и поиск средств, до дня открытия понадобилось более двадцати лет.

Как когда-то, в 1903 году, сам принц торжественно открывал своё детище - молодой курорт, теперь, спустя сто десять лет памятник этому русскому немцу, несомненно патриоту своей страны, будет, наконец, открыт и справедливо займёт место в одноименном парке. Для всех, кто любит Гагру и для всех будущих новых её почитателей это несомненно будет значимое и запоминающееся событие.



В контексте


2010 г.
Вместо предисловия
2013 г.
Черноморская железная дорога. Эпопея великого строительства. Часть IV
2010 г.
Старая Гагра свежим взглядом
2011 г.
Поиграем?
2015 г.
Обновления нашего ГАГРАдка. Версия 3.0
2011 г.
Свежие штрихи к прошлогоднему портрету. Теперь можно будет выбирать




Категория: Записки Гагроведа | Добавил: Spupper (23.11.2017)
Просмотров: 95 | Теги: обновления нашего гаградка, фотопрогулки, 2013, гагра | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar