Главная » Статьи » Каталог статей » Записки Гагроведа

Осколки времени
 
2011 г.
 
 
Кто из побывавших в Абхазии не слышал, хоть краем уха, о пансионате "Литфонд", что в Пицунде? Но, думаю, не многие знают, что по соседству со знаменитым пансионатом, в печальном забвении доживает свои дни его младший брат - бывший Дом творчества "Пицунда" Союза кинематографистов Грузии. Длинные пустынные пляжи в обе стороны от него и густой самшитник, перешедший во многих местах периметр ограждения, укрывают небольшую, когда-то уютную, территорию от частых посетителей.
    28 марта  
На заседании Президиума Оргкомитета [съезда кинематографистов] принято предложение СРК Грузии о строительстве Дома творчества на мысе Пицунда на долевых началах с правом каждой из сторон на 100 мест. Решено выделить СРК Грузии для его долевого участия в строительстве Дома творчества 370 тыс. руб. за счет собственных средств Оргкомитета СРК СССР. Вам понятно такое «долевое» участие? Москва платит и за себя, и за любимых грузин из одного кармана.
 

Кадр из фильма "Гагра - Пицунда. 1977 г."


***
 
Пансионат был спроектирован архитекторами Ш. Давиташвили и Г. Джабуа и сдан в эксплуатацию в 1969 году. В 70-х- 80-х в этих самых местах отдыхали советские работники киноиндустрии и члены их семей. Большие киношные компании, друзья-товарищи, у взрослых — свои, у детей — свои, посиделки на берегу и грузинское вино. Семья Тодоровских проводила в Пицунде свои отпуска очень часто. Об этом вспоминает жена известного советского и российского кинорежиссёра Мирра Тодоровская.
 
В Пицунде наше семейство бывало несколько раз. Очень часто ездили в 70-х и 80-х, пока не пропала возможность туда ездить. Тем, кто любил отдыхать в Пицунде, бесконечно жаль. Кого ни встречу из коллег, всегда непременно вспоминают о том, как замечательно мы отдыхали в Пицунде. Буквально недавно говорили об этом с Сергеем Карагановым. Его отец — кинокритик, был одно время секретарем нашего Союза кинематографистов, и Сергей часто тогда отдыхал в Пицунде. Сейчас я его спрашиваю: "А помните, как мы отдыхали в Пицунде?" — "Как такое можно забыть?" — говорит он.

Путевки в Дом творчества в Пицунду были доступны по цене. Проблема была не в стоимости путевки — сколько стоило, я уже не помню,— а в том, чтобы ее получить. На всех путевок не хватало. И надо было заранее, зимой, подавать заявление на путевки. И давали их не каждый год, существовала некая очередность. Распределял путевки наш профком, решали, кому давать в этом году. Как только в Пицунде что-то откроется, я туда непременно сразу же поеду.

Наш Дом творчества — высокое, кирпичное здание с балкончиками, этажей в 12. Такое типичное санаторное сооружение. В Пицунде таких было много. Номера были самые обычные. Но я даже не уверена, что весь день была горячая вода. Но это было не так важно, днем ополаскивались после морской воды прямо на пляже под душем.
 

Кадр из фильма "Гагра - Пицунда. 1977 г."


 
Мы выбирали номера, окна которых не выходили на море. Потому что в них было очень жарко: в окна светило солнце, и номера нагревались неимоверно. И все, кто это знал, старались занять номера с видом отнюдь не на море. Таких шикарных условий, про которые рассказывают люди теперь, приезжая с отдыха из-за границы, у нас не было и в помине. Но при этом было необыкновенно весело. В Пицунде была неповторимая атмосфера, свой особый дух. В чем-то это было и благодаря бессменному, незабываемому директору нашего Дома творчества по имени Гугулия. С ней все, когда встречались, всегда шутили. Скажем, встречает она какую-нибудь группу отдыхающих, и кто-то ей задает вопрос: "Скажите, пожалуйста, Гугулия, к примеру, Ивановна (не помню, как было ее отчество), когда же нальют воду в бассейн?" А она на все вопросы всегда одинаково отвечала: "Нельзя на пляже ни в коем случае загорать в голям виде". Или спрашивают ее: "Дорогая Гугулия Ивановна, скажите, пожалуйста, а когда вы перестанете нам давать на гарнир в обязательном порядке макароны?" Она свое: "Я вам опять повторяю: голями купаться нельзя".

Мы про нее всякие смешные истории сочиняли. Голыми я загоравших или купавшихся никого не видела и не слышала, чтобы такое было. Но в те времена ведь и бикини считались крайне неприличными. А Гугулия почему-то очень боялась, что кто-нибудь на вверенной ей территории будет находиться в голом виде.

И про макароны мы ее спрашивали не зря: кормили, как во многих местах, невкусно и неинтересно. Мы это называли "мышата с макаронами". Мышата — котлетки, биточки, которые нам давали на обед. К слову сказать, в злополучный бассейн нам воды так и не налили, купались мы только в море. Пляж был близко, метров двадцать от корпуса, так что ходить на море было одно удовольствие.

Заядлые рыбаки и на море ловили рыбу. Говорили даже, что там была хорошая рыбалка. Петр Ефимович рыбу не ловил, он не рыболов, и я тоже никогда не любила рыбалку.

Я в Пицунде много и с большим удовольствием плавала. Я занималась в юности плаванием, у меня был разряд. Надо сказать, что в Пицунде всегда была высокая волна. А однажды поднялся весьма приличный шторм. Никто в воду лезть не решался. А я, сказав: "Что мне эти ваши волны, я же ведь профессиональная пловчиха", пошла в море. У берега — воронки, они как бы засасывали на глубину, уносили в море. Вот меня и закрутило таким водоворотом. И на глазах у всего пляжа я начала тонуть. Ко мне решительно бросилась Наташа Фатеева. Схватила меня за руки. Волна нас обеих чуть не утащила в море. В общем, к нам кинулся чуть ли не весь пляж. Нас спасли. А меня еще и отругали, и требовали, чтобы я пообещала в воду больше не соваться. Я отдышалась, пришла в себя, потому что это было действительно очень страшно, и пообещала, что больше в море не полезу.

В этот же день после обеда, когда все пошли отдыхать, я потихонечку пошла обратно к морю. Чтобы как-то приноровиться и преодолевать эту волну. Была молодая, упрямая и очень хотелось победить. И — получилось.

В Пицунде были прекрасные вечера. На плоской крыше нашего Дома был бар, мы там покупали напитки — коктейльчики какие-то, вино — и танцевали. Там было здорово и приятно. Петр Ефимович частенько по вечерам там играл на гитаре. Всегда у кого-нибудь находилась гитара, с собой мы ее, как правило, не возили, и мы собирались большой веселой компанией. Петр Ефимович играл и был всегда душой любой компании, а все пели самые разные песни, какие только вспоминались. На пляже по вечерам тоже было очень хорошо. Ловили мидий, разводили костер, перекусывали, пили, пели.

Случались у нас и импровизированные концерты в кинозале: выступал кто-то из отдыхающих. Мы их устраивали для себя. Почти каждый день мы ездили на рынок. Как правило, оказывался кто-нибудь, кто приезжал в Дом творчества на машине — это был кто-то из местных, кому недалеко было добираться. И утром, после завтрака, к этой машине высыпало несколько женщин с сумками, корзинками, и мы ехали на рынок. Рынок был живописный, дешевый и радовал наш глаз невероятным изобилием. Потом мы возвращались, шли прямо на пляж, садились под навесами, и все вместе, загорая и болтая, поедали из общих пакетов всякие фрукты-овощи. Нечасто, но мы бывали на экскурсиях: ездили вдоль побережья, в Гагры, в Сочи, еще были на каком-то знаменитом озере, не помню его названия, там находилась дача Сталина. Еще посещали какие-то винодельческие совхозы...

Там же мы встречались практически со всеми грузинскими кинематографистами, и не только кинематографистами. В Пицунде отдыхал весь цвет грузинской творческой интеллигенции: Нани Брегвадзе, Буба Кикабидзе. Там же познакомились и сдружились с Мананой Шенгелая — двоюродной сестрой братьев Шенгелая. Вообще, на отдыхе в Пицунде устанавливались очень прочные человеческие связи. В последний год, когда мы там отдыхали, помню, были Сергей Герасимов с Тамарой Макаровой, Татьяна Окуневская. До сих пор дружу с ректором ВГИКа Александром Новиковым, с которым там познакомилась. Он не был еще тогда ректором, был киноведом, художником и большим шутником.

Мы были молоды, дети наши были маленькими или совсем юными, вокруг море и солнце — это было замечательное время.

Многие туда приезжали вместе со своими детьми. Помню Свету Тома, она отдыхала там с маленькой дочкой. Мы всегда брали Валеру с собой. В последний раз он был в Пицунде уже взрослый, ему было 16 лет. У них была своя милая молодежная компания: Лена Чухрай, Митя Шостакович, который приехал в Пицунду незадолго до отъезда за границу, Сережа Минаев и наш Валера...


Записала ОКСАНА Ъ-АЛЕКСЕЕВА

 

Фото Владимира Саяпина. 1980 - 1985 г.г.


 
***


Известный советский кинорежиссер и актер Геннадий Полока впервые отдыхал в Доме творчества кинематографистов в 1956 году еще студентом.

 
В Пицунде были Дома творчества кинематографистов и писателей. Писательский был самым шикарным, большим и комфортабельным. Но и кинематографический Дом творчества был хорош. У нас был бассейн с подогреваемой морской водой. Любители дожидались октябрьских холодов, чтобы поплескаться в этом бассейне. Номера с кабинетом и спальней.

Первый раз я приехал в Пицунду в 1956-м. Я был тогда студентом ВГИКа. В нашем доме наравне с маститыми кинематографистами — Сергеем Герасимовым, Тамарой Макаровой — жили вгиковцы и аспиранты. Студенты снимали номера в складчину. Так как мы еще не были членами Союза кинематографистов, то платили за номер пять рублей в день. Номер для члена союза стоил тогда всего три рубля в день, а жить можно было сколько угодно.

Это считалось нормально — лето проводить в Пицунде. Денег хватало. Но если туда мы ехали на фирменном поезде, что было не очень дорого, то обратно, изрядно потратившись, добирались на перекладных.

Обстановка была цивилизованной. Ситуация с точки зрения безопасности идеальная. Местное население держалось за отдыхающих. Ведь на 80% именно за счет отдыхающих существовали прибрежные жители. В общем, это была карнавальная жизнь, состоявшая из удовольствий. Московские знаменитости делали Пицунду шикарным местом. В августе на набережной прогуливались известные люди: Алла Ларионова, Михаил Глузский. Вася Аксенов имел машину и мотался между Прибалтикой и Кавказским побережьем. Евтушенко бывал в Пицунде часто. Кажется, даже что-то здесь себе построил. Были и грузинские актеры. Хотя грузины старались ездить отдыхать в Болгарию или Чехословакию.


Записала НАТАЛЬЯ Ъ-ГРИДНЕВА

 
***


Из книги "И вот наступило потом..." известного режиссера-мультипликатора Гарри Яковлевича Бардина:

 
Вспоминая Болшево, невозможно не вспомнить Пицунду — второй Дом творчества Союза кинематографистов СССР пополам с Союзом журналистов Грузии. Условия были похожие на Болшево. Жизнь комфортом нас не баловала. Море компенсировало все неудобства. И общение. Вообще, домом творчества этот дом отдыха назвать можно было с большой натяжкой. Если в Болшево иногда проводились семинары и обсуждение, то в Пицунде, в основном, ели, пили, купались и загорали. Вечерами собирались на берегу моря. Дети за день собирали ветки и сучья, каждый приносил с собой нехитрую закуску, водку и вино покупали вскладчину, и с легкой руки Евгения Аграновича проходило «кострирование». Костер, море, прибой, общение. Дети налетали, как саранча, на закуску, но их никто не останавливал. Лучшее — детям, худшее (водку!) — себе. Засиживались до 2-3-х часов ночи. Вадим Абдрашитов, Вячек Криштофович, Леша Герман, Света Кармалита и многие, многие дорогие моему сердцу люди.

К сожалению, все в прошлом. Люди, слава Богу, живы, но места, где можно было бы сойтись и посмотреть друг на друга, сегодня нет. Потом по телевизору я видел наш Дом творчества, побитый пулями после военных действий, превращенный в госпиталь. Уж точно, «где стол был яств, там гроб стоит».
 
***
 
Хоть само здание пансионата, даже в лучшие свои годы, выглядело довольно скучно, вокруг располагается много различных деталей, которые делают территорию Дома творчества очень узнаваемой. В начале рассказа вы уже видели пьедестал с остовом гигантских часов. Сложно предположить, являлась ли функциональность главным достоинством этой конструкции или часы должны были что-то символизировать, но теперь они явно стали здесь главным символом разбитого времени.

Не менее выразительным, в плане аллегорий, выглядит пирс, разделённый на две части. Та его половина, что соединена с берегом, символизирует обкромсанные возможности сегодняшних дней. А вторая часть является образом оторванного и недосягаемого когда-то благополучного прошлого.

 












Вот ещё один объект для подбора аллегории - кусок набережной со спуском на пляж.





Кому какие образы могут навевать эти затейливые фигуры - неловко даже предположить.















Кадр из фильма "Гагра - Пицунда. 1977 г."


Теперь, как и 35 лет назад, "дорогая Гугулия Ивановна" снова не наливает воду в бассейн.






*Авторство снимка определяется по клику.





Столовая, переход-галерея, жилой корпус - руины былой цивилизации.
Так и кажется, что киплинговская Мать Кобра где-то под землей несёт здесь свою бессменную вахту.





















*Фото Петра Чернышёва








***
 
Остаётся добавить, что это место мы обнаружили совершенно случайно, намереваясь в пасмурный день просто прогуляться из Гагры в Пицунду. Впечатлённый атмосферой и неожиданностью находки этого осколка из прошлого, я бродил с фотоаппаратом по еле заметным дорожкам, и в сознании невольно рисовались фантазии о том, сколько любовных историй наверняка зарождалось здесь, на этих дорожках или на уютном пляже днём и потом, вечером, продолжалось в ресторане на крыше, а ночью - опять здесь, в парке, под звёздным южным небом на самом берегу волнующего ночного моря. Ведь не зря директор Гугулия беспокоилась, чтобы киношные курортники не купались "голями".


Когда-то, много лет назад...

 


 

*Фото 1983 года. Фото с сайта РИА НОВОСТИ. Автор - Ю.Кравчук


 

 

В контексте
 
 
 
 
 
2011 г.
Где прячется Абхазская Швейцария
2015 г.
А музыка звучит, как разлуки стон…



 
Категория: Записки Гагроведа | Добавил: Spupper (23.11.2017)
Просмотров: 3137 | Комментарии: 2 | Теги: пицунда, истории о..., 2011 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
avatar
0
1 tsrpeprst • 12:15, 03.03.2018
маловато фотографий советских времен и это Пицунда, а не Гагра!
тут много фото http://aphazeti.livejournal.com/5356.html но тоже современные
avatar
0
2 Spupper • 14:26, 03.03.2018
Конечно не Гагра. Я даже не знаю, кто бы мог предположить, что это Гагра.
avatar