Главная » Статьи » Каталог статей » Записки Гагроведа

Черноморская железная дорога. Эпопея великого строительства. Часть IV


2013 г.

(Начало см. в частях I, II, III)


В Гагре на момента начала железнодорожного движения, в силу специфики условий, при которых оно появилось, не было своего вокзала. Существовали низкие платформы: остановочный пункт Гагра-курорт в Старой Гагре и станция Гагра-Пассажирская у современной школы №2. С установлением регулярного пассажирского движения, к концу 40-х, в этих местах появились оборудованные остановочные пункты. На выезде из Гагры, в районе поселка Колхида, где до войны заканчивался западный участок ещё не состыкованного пути, на месте пакгаузов и мастерских, образовалась станция Гагра-Товарная. Согласно данным планово-экономического отдела ЗакЖД, численность штата по станции на 1958 г. составляла 259 человек.

В феврале 1951-го года в у станции Гагра-Товарная состоялось открытие современного здания вокзала и сюда, за пределы городской черты, было перенесено обслуживание пассажиров дальних поездов. Место прежней остановки в центре города, как и платформа в Жоэкварском ущелье, стало служить остановочным пунктом для пригородных и местных поездов. Станция Гагра-Пассажирская была переименована в платформу Гагра-Пассажирская. При этом были использованы станционные устройства бывшей станции и полоса отвода в 6,2 Га, что делало возможным в соответствии с планом застройки Гагры к 1985 г. вновь открыть станцию. Спустя ещё несколько лет платформа стала называться Павильон Гагра.


...
Карты-схемы Закавказской ЖД 1948 и 1967 г.г. (в большом разрешении открываются по клику)



Остановочный пункт Гагра-павильон. Место бывшей основной станции Гагра-Пассажирская.


Остановочный пункт Гагра-павильон. 1953 г.


Платформа Гагра-павильон. 1968 г.



Писатель Константин Гердов в своей замечательной книге-свидетельстве о строителях послевоенной Гагры, словно художник, четкими и хлесткими мазками описывает образы конкретных людей, быт и атмосферу того времени.


Война кончается, и нас, возмужавшую молодежь, гонят, посылают на восстановление курорта, в основном на бетонные работы, на зимние, осенние ветра, на красоту этих мест, на завывание шакалов из ущелий, на морскую гладь, на шиповник, на олеандры, на старинные крепостные стены, на новых для нас людей – кавказцев.
Еще нет вокзала вблизи Гнилушки. Мы его построим через десять лет.
Останавливается наш эшелон возле старинного госпиталя Принцевского, огромного здания на горе, на холме с башенками-телескопами по углам.
Сгружаемся.
Наш бедный нищенский скарб – походный, на скорую руку. Рюкзаки. Деревянные чемоданчики, кошелки.
Целый эшелон.
Тринадцать вагонов все переполнены…

Далее Константин Гердов рассказывает любопытную и трагическую, в плане подробностей, историю о несчастном случае, который предшествовал переносу пассажирской станции на новое место:


…От Гагринского Павильона – вблизи Принцевского в древности госпиталя – откуда только и останавливались в те годы поезда – пассажирские, товарные – отрезало ногу у отдыхающего. Он возвращался из отпуска, вышел на Павильон – купить продуктов для будущей дороги.
У поезда была очень короткая остановка среди пышных цветов, среди розарий.
По всей Абхазии тогда – сороковые годы двадцатого века – шла сплошная железнодорожная узкоколейка.
Поэтому по всей Абхазии поезда спешили как на пожар, как на сплошное внезапное наводнение.
Поэтому на всех станциях – остановки короткие.
Но именно этот несчастный случай теплейшей сентябрьской осенью так взволновал все власти города – что было вынесено постановление – пассажирские поезда в Гаграх с этих пор будут останавливаться у Болот Гнилушки – у широкого моста, у широкого сквозняка – откуда можно на три сотни метров проложить несколько железнодорожных путей, где могли бы отстаиваться поезда хотя бы для прощаний, для ожидания.
Как раз за спиной Болот Гнилушки потом разместится и будет построен вокзал.


Схема хозяйственно-складской зоны станции Гагра, 1968 г.
(в большом разрешении открываются по клику)


К 1958 г. объём суточного движения поездов составлял: 14 пар пассажирских (в том числе 3 пригородных) и 4 пары грузовых поездов. К этому времени железная дорога в целом сформировала облик, привычный для сегодняшнего дня: были построены вокзалы на станциях и крупных остановочных пунктах, произведена электрификацией всего побережного участка (октябрь 1958 г.).



Электропоезд Сухуми - Сочи прибывает на станцию Мацеста. Конец 60-х.
Фото с сайта http://trainpix.org/photo/37678/

Интересно, что применение электрической тяги на ЧЖД рассматривалось ещё при первом проектировании дороги в 1898 году. Но тогда комиссия, рассматривавшая несколько различных проектов, посчитала правильным отказаться от варианта с электродвижением в пользу паровой тяги. Однако, признавалось желательным, чтобы устройство дороги позволяло в будущем, с развитием края, перейти к использованию на дороге электрической тяги.


За три десятилетия, прошедших от начала строительства, у Черноморской железной дороги сформировалась достаточно разносторонняя сопутствующая инфраструктура. Дорога строила обширные бараки для рабочих, ведомственные квартиры для сотрудников, устраивала больницы с привлечением достаточного количества квалифицированного медицинского персонала. В Гагре, в частности, сохранились постройки, которые в разные годы принадлежали ЧЖД. В воспоминаниях Е.А. Левицкой есть свидетельство, что один из жилых домов был построен еще до революции прямо у железнодорожного полотна напротив школы.

Наш домик находился внизу, у шоссе, а школа - на большой возвышенности, у подножия горы. Домик, в котором мы поселились, был прежде предназначен для железнодорожников. Был он одноэтажный с двумя наружными каменными лестницами, ведущими в две раздельные половины. Нам дали 4 комнаты – по две в каждой половине дома.

На одной половине – две «наши» комнаты: спальня, выходящая окнами на железнодорожную насыпь (железной дороги тогда ещё не было, была только насыпь для неё), и гостиная – проходная комната, через неё можно было попасть на другую половину дома. Две другие комнаты заняли Георгий Всеволодович с мамой. В одной из них был кабинет Г.В., очень скромно обставленный. Мамина спальня была довольно большой комнатой.

На «маминой» половине дома ещё две небольшие комнаты занимала старая чета актёров: Иван Андреевич и Мария Осиповна, обоим лет по 70-75. У них всегда было много кошек. На нашей с Тамарой половине дома, кроме нас, одну большую комнату занимала учительница немецкого языка Алина Генриховна Великосельская, тётка моей подруги Ольги Спальвинг…


Бывший дом Левицких


Бывший дом Левицких


Бывший дом Левицких


Дома железнодорожников в районе вокзала.
Построены в первые послевоенные годы.


...
Домик ЧЖД, постройки начала XX в.
В настоящее время частный жилой фонд.
Фото 2012 и 2013 г.г.



Домик ЧЖД, постройки начала XX в.
В настоящее время частный жилой фонд.
Фото 2015 г.



Домик ЧЖД, постройки начала XX в.
В настоящее время частный жилой фонд.
Фото 2013 г.




Объявление из Гагринской газеты за 1913 г.



Ещё в первые годы своей деятельности Правление Общества ЧЖД "озаботилось расширением своего устава в отношении предоставления ему права на устройство лечебных местностей". Впоследствии, уже в советское время, в распоряжении дороги появилось несколько ведомственных санаториев. Известно, что на начало 1940-го года в Гагре "для строителей Черноморской железной дороги действовал отдельный санаторий". Судя по фото ниже, так было и на декабрь 1954 года.





Санаторий НКПС, а с 1946-го года санаторий МПС, размещался в одном из дореволюционных особняков на склоне горы в Старой Гагре. Примечательно, что где-то рядом с этим зданием, под землёй проходит железнодорожный туннель № 10. В начале семидесятых этот "рогатый дом" был передан построенному рядом пансионату "Скала" в качестве медицинского корпуса.

Примерно с начала пятидесятых известен и пансионат МПС в Жоэкварском ущелье, который, однако, не сохранился, и информации о нём очень мало.

Также в Гагре было начато строительство железнодорожной больницы. Об этом в 1913 году писала Гагринская газета. Была ли она построена и в каком месте, определить пока не удалось.





В заключении нашего путешествия в историю по этапам строительства Черноморской железной дороги, хочу вернуться к тому, с чего началась для меня эта тема – к старому фото гагрского вокзала. Год, когда был сделан этот снимок, в точности определить не удалось. Видимо, это самое начало 60-х, судя по львовскому автобусу - не ранее 1963 года.





Точка, с которой сделано фото, находится чуть выше привокзальной площади, у шоссе. Сейчас эту точку от объекта съемки отделяет полоса разросшихся деревьев и непроходимого кустарника. Несмотря на то, что этой весной заросли, как и во многих других местах в городе, серьезно причесали, всё же через них невозможно увидеть нужный ракурс. Поэтому пришлось снимать не сверху, от дороги, а из самих зарослей.











Ещё в сети попалось более позднее фото, снятое лет двадцать спустя. Деревья здесь уже большие.




Я приехал к вокзалу, чтобы сделать фотосравнение, около пяти вечера, и как раз в это время на перроне было достаточно оживленно. Люди ждали поезд на Москву. Достаточно часто подъезжали такси и привозили всё новых и новых пассажиров. Мне эта публика показалось довольно интересной, и я сделал несколько кадров до прибытия поезда, во время стоянки и после его отправления.

Несмотря на приближение вечера, было достаточно жарко, и никому не хотелось париться на перроне. Все тенистые места были заняты.











С первыми признаками приближения поезда пассажиры ринулись на платформу.








Собаки тоже вышли, следуя общему порыву, но поезд их не интересует.








Этот человек с рацией видимо здесь главный. Он организует правильный прием пребывающего поезда.





Состав максимально длинный. На платформе умещается только-только.











Пассажиры заняли свои места. Пора!








Кто-то уезжает, кто-то провожает.








Теперь можно узнать, есть ли билетик на нужную дату.





Без суеты наменять денег для торговли в соседней палатке.





Попить можно бесплатно.








Здание вокзала обитаемо. Но пассажиров туда не пускают.





В годы расцвета советского курорта всё конечно выглядело гораздо культурнее.



1978 год. Фото с сайта www.akg-images.de


А десять лет назад здесь было примерно так же, как и сейчас, только поезда не ходили.



2003 год. Фото с сайта С. Болашенко


Позади вокзала есть Аллея любви.
Говорят, ночью в сезон, здесь настолько многолюдно, что место для любовной парковки нужно забивать заранее.





Кстати, обратили внимание: на фото №3 на заднем плане стоит мой велосипед. Так вот, на этом самом месте, тридцать лет назад...



1983 год. Фото с сайта Алексея Сергеева.


Сделав несколько десятков кадров и побродив ещё вокруг вокзала, я собрался уезжать. Поднявшись пешком вверх по дороге к шоссе, перед тем, как сесть на велосипед и отправиться домой, я оглянулся. Привокзальная площадь была пустынна. Словно и не было здесь всего полчаса назад толп людей, таксистов, шума, суеты. Старый вокзал опять погрузился в дрёму до утра, когда с подошедшего московского поезда сойдут пока ещё белокожие курортники. Но эта редкая здесь вокзальная суета, которую я успел застать, помогла мне, если не вспомнить, то хотя бы представить, как здесь было тогда, в середине 80-х, когда мы, шестнадцатилетние пацаны солнечным утром прибыли на этот самый вокзал, чтобы отправиться затем на автобусе в Пицунду. Тогда я этого вокзала практически не заметил…




При написании использованы источники и материалы с сайтов:

1. С. Болашенко. Сайт о железной дороге
2. О.А. Леусян. Из истории Черноморской железной дороги
3. Деятельность частных железнодорожных обществ Кубанской области и Черноморской губернии в начале ХХ века
4. Алим Аджиев Из истории Армавир-Туапсинской железной дороги. ЖелДорПрессИнформ
5. Алим Аджиев Прошлое и настоящее Туапсинки
6. Последний поклон. (Из воспоминаний о начальнике строительства Черноморской железной дороги Александре Тиграновиче Цатурове его жены Конкордии Владимировны Цатуровой.)
7. Механизированные корпуса РККА
8. Е.К. Геращенко. Монте-Карло у Чёрного моря. Сочинские новости РФ.
9. Владимир Костиников. Китайцы в Сочи
10. Вениамин Левицкий Прерванный дневник… (Дневник мамы)
11. Л.М. Прицкер История курортов Абхазской АССР. - Тбилиси, Мецниереба, 1987
12. Технический железнодорожный словарь. - М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. 1941
13. Константин Гердов. Бараки и юрты (Гагринского послевоенного гетто)
14. Виталий Сидоренко «Дорога к морю» Газета Гудок № 25 от 29.03.2013
15. Бронепоезда и горные «катюши» - фронту!» Газета Гудок от 19 Марта 2005
16. Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (1943). AtlasRussia.ru
17. Как строилась абхазская железная дорога. (Из воспоминаний А. Н. Пирожковой, жены И. Э. Бабеля.)
18. Ф.П. Доброхотов и др. Черноморское побережье Кавказа, Петроград 1916; переизд. - Краснодар. Традиция, 2009
19. Владимир Костиников. Статьи на сайте Сочинский краевед
20. Сайт Сочинского отделение Русского географического общества
21. С. Дороватовский. Сочи и Красная Поляна с окрестностями. Путеводитель. Репр. воспр. изд. 1911 г. - Краснодар: Платонов И., 2010
22. Сайт Брянский край
23. Орлов-Кретчмер А.С. Образы Абхазии: XIX - первая треть XX века. В 3-х томах. - М. Викмо-М, 2014
24. Л.М. Прицкер. Советская Абхазия в датах. - Сухуми, Алашара, 1981
25. Черноморская железная дорога. Журнал Плановое хозяйство № 7 за 1928 г.
26. Строящаяся Черноморская железная дорога. (Туапсе-Квалони). - Спб., Издание правления Общества Черноморской железной дороги, 1913.
27. Р.К. Фон Гартман. По железной дороге от Туапсе до Сухума. - Спб., Типо-Литография А.Э.Винике, 1899


В контексте



Немцы на Кавказе: Индоевропейский телеграф

Короткий путь не всегда самый быстрый

Разные судьбы «рогатых» домов.
I. Дом отдыха НКПС





Категория: Записки Гагроведа | Добавил: Spupper (23.11.2017)
Просмотров: 219 | Теги: истории о..., 2013, гагра | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar