Оглавление
(продолжение)
Хоздвор Климатической станции
По другую от ущелья сторону шоссе, прилегающую к морю, история застройки развивалась в похожем цикле. С 1902 года полоса между стеной крепости и рекой была занята в основном сараями и открытыми навесами материального склада Климатической станции, а также пакгаузами Гагринского таможенного поста. Должность Управляющего таможенным постом занимал Дмитрий Николаевич Дмитровский. Подавляющая часть грузов в Гагры доставлялась морем и размещалась тут же, недалеко от места разгрузки.
Вид на устье Жоэквары с западной стороны в 1903 г. и примерно десять лет спустя.
Трубы для водопровода и щиты для возведения лёгких построек,
складированные на открытых площадках рядом с местом разгрузки.
Пакгаузы и складские постройки Климатической станции.
Водолечебница в бывшем недостроенном здании грузового порта
на советской открытке 20-х годов.
Заброшенное здание бывшей водолечебницы.
Кадр из х/ф "Только смерть приходит обязательно…", 1991 г.
Ресторан гостиницы "Старые Гагры" в бывшем здании ванн.
Фото 2020 г.
У юго-западного угла крепостной стены примерно до 1913 года располагалось здание Гагринского агентства Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ). Позже агентство перенесли ближе к пассажирской пристани, в здание, прилегающее к восточной стене крепости. Общество производило львиную долю черноморских морских перевозок. В Гагры ежедневно заходили пассажирские пароходы: «Цесаревич Георгий», «Пушкин», «Батум», «Св. Николай», «Великий Князь Алексей», «Веста», «Великая Княгиня Ксения», «Великий Князь Константин», «Севастополь», «Принцесса Евгения Ольденбургская». Движение было расписано в основном регулярно - через день в сторону Одессы и в сторону Батума.
Рядом со зданием РОПиТ располагался также дом стражников.
Первое здание агентства Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ)
Фото до 1913 г.
Здание РОПиТ и дом стражников на фото С.М. Прокудина-Горского, 1912 г.
*Перечень источников и литературы приведён в соответствующем разделе данного цикла