Оглавление
На глухой окраине в безлюдном тупичке
Шоссе
Народная столовая
Базар
Пожарное депо
Вглубь ущелья
Перемены в 1913 году
Наводнения
Когда всё стало, как теперь
Проекты планировки
Гагарин и демонстрации
Хоздвор Климатической станции
Больница
Казарма
Комсомольский парк
Трапезунд

Список источников и литературы





(продолжение)


Хоздвор Климатической станции


По другую от ущелья сторону шоссе, прилегающую к морю, история застройки развивалась в похожем цикле. С 1902 года полоса между стеной крепости и рекой была занята в основном сараями и открытыми навесами материального склада Климатической станции, а также пакгаузами Гагринского таможенного поста. Должность Управляющего таможенным постом занимал Дмитрий Николаевич Дмитровский. Подавляющая часть грузов в Гагры доставлялась морем и размещалась тут же, недалеко от места разгрузки.



Вид на устье Жоэквары с западной стороны в 1903 г. и примерно десять лет спустя.



Трубы для водопровода и щиты для возведения лёгких построек,
складированные на открытых площадках рядом с местом разгрузки.





Пакгаузы и складские постройки Климатической станции.


Спустя время на пространстве, примыкающем к месту впадения реки в море, была сооружена отдельная грузовая пристань, а к 1916 году она была защищена от западных ветров бетонной стеной (молом) длиной около двадцати метров. Стену планировалось сделать в шесть раз длиннее, но она осталась недостроенной. Из-за этого через несколько лет в результате вымывания гальки прибоем бетонная конструкция переломилась под собственной тяжестью. Наряду с грузовой пристанью мол использовался для разгрузки небольших пароходов и барж. В недостроенном состоянии в прибрежной части мола остались также бетонные постройки. В советское время их приспособили под здание ванн, а в настоящее время там располагается ресторан гостиницы «Старые Гагры».




Водолечебница в бывшем недостроенном здании грузового порта
на советской открытке 20-х годов.





Заброшенное здание бывшей водолечебницы.
Кадр из х/ф "Только смерть приходит обязательно…", 1991 г.





Ресторан гостиницы "Старые Гагры" в бывшем здании ванн.
Фото 2020 г.



К берегу моря вдоль крепости подходила линия узкоколейки, которая ответвлялась в районе рынка и связывала со складами все важные производства в ущелье, а также частные и казённые объекты Климатической станции в сторону Новых Гагр. Таким образом, у курорта имелся свой небольшой грузовой порт. Часть складов использовалась вплоть до конца сороковых годов XX в.



Вид с горы на склады Климатической станции до и после 1914 г.


У юго-западного угла крепостной стены примерно до 1913 года располагалось здание Гагринского агентства Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ). Позже агентство перенесли ближе к пассажирской пристани, в здание, прилегающее к восточной стене крепости. Общество производило львиную долю черноморских морских перевозок. В Гагры ежедневно заходили пассажирские пароходы: «Цесаревич Георгий», «Пушкин», «Батум», «Св. Николай», «Великий Князь Алексей», «Веста», «Великая Княгиня Ксения», «Великий Князь Константин», «Севастополь», «Принцесса Евгения Ольденбургская». Движение было расписано в основном регулярно - через день в сторону Одессы и в сторону Батума.

Рядом со зданием РОПиТ располагался также дом стражников.




Первое здание агентства Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ)
Фото до 1913 г.





Здание РОПиТ и дом стражников на фото С.М. Прокудина-Горского, 1912 г.



*Перечень источников и литературы приведён в соответствующем разделе данного цикла