Оглавление
На глухой окраине в безлюдном тупичке
Шоссе
Народная столовая
Базар
Пожарное депо
Вглубь ущелья
Перемены в 1913 году
Наводнения
Когда всё стало, как теперь
Проекты планировки
Гагарин и демонстрации
Хоздвор Климатической станции
Больница
Казарма
Комсомольский парк
Трапезунд

Список источников и литературы





(продолжение)


Шоссе


Ещё в сороковые годы прошлого столетия место выхода из ущелья реки Жоэквары выглядело совершенно неузнаваемым образом по сравнению с сегодняшним днём. Шоссе, которое было построено в 1887 - 1892 г.г., на протяжении следующего полувека пересекало ущелье не напрямую по эстакаде, как сейчас, а спускалось с обрывистого гагринского карниза в низину, делало петлю в сторону гор, как это принято при огибании любого ущелья, миновало русло реки по небольшому металлическому мосту и проходило своим радиусом примерно по тому месту, где сейчас располагается фонтан.

План Климатической станции
из путеводителя Г. Москвича от 1913 г.
Схема проведения Черноморской железной дороги в Гаграх
из путеводителя Г. Москвичаот 1913 г.




Левее центра на фото виден полукруг шоссе, которое изгибается в сторону ущелья, обходя широкую пойму Жоэквары.
На переднем плане мост, перегороженный какой-то кучей.







Вид на западную часть петли шоссе (примерно 1907 - 1912 г.г.)




Вид на восточную часть петли шоссе (1903 г.)


При обратном повороте шоссе из ущелья на прямую, в районе угла крепости, дорога пролегала через довольно густую рощицу могучих деревьев смешанных пород. В начале строительства Климтической станции здесь был только ряд из трёх высоких итальянских тополей, высаженных ещё до последней русско-турецкой войны. Но через десять лет сверху сквозь листву уже не было видно шоссе. Поскольку солнце в Старой Гагре после полудня светит со стороны моря, всю жаркую часть дня разросшиеся кроны давали здесь плотную тень создавая прохладу, что было весьма кстати в душные летние месяцы.




На фото зима 1901 - 1902 г.г. Три итальянских тополя на углу крепости.




То же место спустя несколько лет.




То же место примерно десять лет спустя.




Изображение рощи на советской открытке 1933 г.


На этом повороте по обе стороны дороги стояли несколько павильонов торговли и бытовых услуг. В числе прочих тут располагались фотопавильон и ларёк с открытками местного фотографа Ивана Юнака. Магазинчик Самсона Каландадзе, сделанный из красной фибры, торговал продуктами из имения Отрадное: колбасами, молоком в бутылках и пирожками, которые ежедневно доставляли в термоконтейнерах. Неподалёку разместились рыбная лавка Ильи Долидзе, имевшая снабжение первоклассной форелью из озёр Большая и Малая Рица, и колбасная лавка площадью примерно в двадцать пять квадратных метров, состоящая в собственности принца Ольденбургского.




Фотопавильон И. Юнака. Фото 1905 г.




Изгиб шоссе, проходящего через рощу. Фото предположительно конца 20-х годов.




Изгиб шоссе, проходящего через рощу. Справа виден дом Долидзе.
Фото журналиста А.А. Короленко, 1927 г.





В районе изгиба шоссе в Жоэкварском ущелье. Фото журналиста А.А. Короленко, 1927 г.




Современный вид шоссе и автомобильного моста в Жоэкварском ущелье. Фото 2020 г.



*Перечень источников и литературы приведён в соответствующем разделе данного цикла