От изгиба шоссе вглубь ущелья отходила дорога, по обеим сторонам которой располагались ещё несколько казённых зданий. В том месте, где сейчас стоит новый высотный дом, находились прачечная и пекарня. Они были построены в числе первых объектов инфраструктуры на Климатической станции, в 1903 г., и использовались до шестидесятых годов. Здание пекарни было выполнено из дерево-бетона. Для приготовления хлеба использовались две тестомешалки с электрическим приводом. Производство было сдано в аренду частному лицу. Здание прачечной было каменным. Процесс стирки в прачечной также выполнялся механизированным способом: были установлены два стиральных барабана и большая медная центрифуга, а также катки для отжима толстых вещей. Все механизмы приводились в действие с помощью электромоторов. В сушильном отделении паровые батареи нагревались от собственной кочегарки с вертикальным паровым котлом, а позади имелся большой двор с натянутыми верёвками. За прачечной и пекарней был выстроен из дерево-бетона гараж Климатической станции, где помещались одиннадцать легковых автомобилей (по другим сведениям двенадцать легковых и два грузовика). В основном, преобладали авто марки «Benz», а также имелись «Laurin & Klement», «Hansa», «Renault» и «Opel».
Высотное здание, построенное в 2017 г. на месте пекарни
Фото 1905 г.
Фото 1933 г.
Фото 1961 г.
Здания пекарни и прачечной простояли до начала семидесятых. Фото из семейного архива Е.П. Гольдиной
В одном ряду с этими зданиями, у дороги прямо напротив рынка, стояли дом служащих и так называемый барак рабочих №1. Их построили одновременно с Народной столовой. Все ранние работы в Гаграх велись под надзором молодых архитекторов Александра Артемьевича Полещука и Василия Викторовича Ильяшова.
Из воспоминаний П.И. Борисова, 1971 г.
Гагры в то время были похожи на очень большую ярмарку. Везде, куда не пойдёшь, всюду палатки, а вечером везде горят костры. Надо было всю эту массу рабочих где-то устраивать жить, и поэтому приступили к постройкам жилья для рабочих. Но как!
Первая постройка называлась «Барак №1», для одиноких рабочих - огромное здание, сделанное из белого картона по заграничному образцу. Внутри было одно большое, может быть метров сто и больше, двухэтажное помещение. Окон она не имела, на крыше здания во всю длину был сделан стеклянный фонарь Он давал свет, причём света было достаточно. Когда входили в помещение, а входов было три, то попадали в огромный зал. Около стен со всех четырёх сторон были сделаны большие двухэтажные внутренние балконы, а середина была свободна. В середине этого зала находился очень больших размеров мангал. Вытяжка дыма шла через огромную трубу над ним. На этих балконах стояли железные кровати, а между ними тумбочки. Вокруг мангала были сделаны железные перила, на которых развешивалась мокрая одежда. Помещалось в этом бараке человек двести, а может быть и больше, точно не знаю.
Второй назывался «Домом служащих». И он тоже был рассчитан человек на двести. Он был выстроен рядом с первым, тоже был картонным и тоже двухэтажным с балконами со всех четырёх сторон, но балконы в нём были наружные. Здесь уже были отдельные комнаты для семейных. Отопление в доме служащих не было зимой, грелись на примусах и керосинках.
Дом служащих на схеме обозначен литерой "К", пекарня - "Е", прачечная - "Д"
Барак рабочих №1 и Дом служащих Вопреки утверждению П.И. Борисова о том, что окон в бараке рабочих не было, на переднем фасаде здания за крытой галереей видны застеклённые проёмы.
Барак для русских рабочих, 1903 г.
Дом служащих Климатической станции, 1903 г.
Буйволиные повозки у дома служащих Климатической станции
Барак №1 и дом служащих, фото 1914 г.
Пристроенную крытую галерею дома для рабочих демонтировали,
вероятно, для того, чтобы разгородить окна первого этажа.
При имеющихся на то время в Черноморской губернии условиях комплексные постройки с квартирами, где с минимальным набором удобств могли проживать семьи трудящихся, были довольно прогрессивным решением. На стремление принца Ольденбургского обеспечить приемлемые социальные условия для постоянных рабочих и служащего персонала Климатической станции обращал внимание климатолог Воейков - один из тех, кто рекомендовал в своё время местечко Гагры для создания курортного места.
Из статьи А.И. Воейкова в Известиях ИРГО «Поездка на черноморское побережье летом 1911 г.»
Все, о чемъ упомянуто выше, я ожидалъ увидѣть: описаній Гагръ появилось немало, но я видѣлъ другое, о чемъ нигдѣ не читалъ. Идя по дорогѣ вверхъ по рѣчкѣ Жукварѣ, я замѣтилъ длинный одноэтажный флигель, раздѣленный поперечными стѣнами на рядъ квартир, каждая съ отдѣльнымъ входомъ и садикомъ. Это — квартиры для постоянныхъ рабочихъ, а ихъ требуется не мало, значитъ принцъ подумалъ и о «малыхъ сихъ» и вмѣстѣ съ тѣмъ пріобрѣлъ порядочныхъ, семейныхъ рабочихъ, а не то отребье «босяковъ», которыхъ обыкновенно нанимаютъ на побережьѣ. «Квартирный вопросъ» больное мѣсто побережья. Если русскій человѣкъ неприхотливъ насчетъ положенія, то Имеретинъ и Мингрелецъ еще неприхотливѣе, и за невозможныя квартиры приходится платить дорого даже и рабочимъ.
Напротив пекарни и прачечной, через дорогу, располагались конюшни Климатической станции (на схеме обозначены литерой "Ж"), где содержались 27 лошадей и мулов. При конюшнях имелись три вагона для конки, два фаэтона, а также линейки, мажары и грабарки. Старшим конюхом работал Антон Селезнёв. Между конюшнями и пожарным навесом стоял небольшой деревянный барак №2 на двадцать квартир, в котором жили рабочие конюшни, дворники, парковые рабочие. Свет в нём проникал только через дверь, полы были деревянные.
Конюшни Климатической станции
Спустя некоторое время в самом конце освоенной территории ущелья начали работать малярные, технические, столярные мастерские и лесопильный завод. Там трудились более сотни рабочих, приехавших в Гагры в основном с семьями. Для них рядом, вдоль правого края ущелья, были построены три длинных деревянных барака с раздельными комнатами (в отличие от общего пространства в бараке №1). Санузлы находились позади бараков, под горой; канализация отводилась в море. К каждому бараку был сделан отвод от водопровода с двумя-тремя общими кранами для бытовых нужд и отдельным пожарным краном. В этих бараках жило около ста семей. Большие семьи занимали по две комнаты.
Из воспоминаний П.И. Борисова, 1971 г.
Это были жалкие квартирки - одна маленькая комнатка с бетонным полом и маленьким квадратным окошком. Односкатная крыша была крыта дранкой. Потолки неровные. Дверь со стеклом выходила прямо на улицу, а стены были сделаны из турлука - это значит, заплетены хворостом и замазаны глиной изнутри и снаружи. Внутри в уголке была маленькая плитка.
Вырезки из местных газет за 1912 - 1914 г.г.
Ещё один барак стоял поперёк ущелья в излучине реки. Он выглядел более основательно - имел бетонные стены и пол, потолки были ровными, двускатная крыша покрыта черепицей. Свет проникал только через остеклённую дверь. Здесь жило примерно пятьдесят семей.