Оглавление
(продолжение)
Перемены в 1913 году

В результате четырёхлетних работ, проходивших с разной степенью интенсивности, в ущелье остались пробитые тоннели с незаконченной отделкой и недостроенная эстакада. В таком виде эти объекты сохранялись около двадцати лет, пока не было принято решение достроить сооружения Черноморской железной дороги силами Метростроя. Торжественное открытие остановочного пункта в Жоэкварском ущелье и запуск движения до Гагры состоялись накануне начала Великой Отечественной войны. Первый пассажирский поезд прибыл на платформу в июне 1941 года. В это же время была построена современная железнодорожная эстакада.
По всей видимости, в период расчистки площадки в 1914 году были построены торгово-жилой дом Долидзе, о котором уже было подробно рассказано в одной из статей цикла «Дачный вопрос», и новый барак для рабочих и служащих взамен снесённых жилых построек. Эти здания расположились неподалёку, но за пределами огороженной территории: дом Долидзе под горой, ближе к роще на повороте шоссе, а барак - на свободном месте между прачечной и электростанцией в начале ущелья.

На снимке виден изгиб шоссе со старым автомобильным мостом; на месте Дома служащих недостроенная эстакада ЧЖД. Там, где была Народная столовая, уместились три новых здания и фундамент под четвёртое. Рядом, через дорогу, виден дом Долидзе. Барак для рабочих справа от прачечной и пекарни исчез, а слева от них появилось новое похожее здание аналогичного назначения.
Вновь выстроенный барак для рабочих и служащих жители ущелья называли «Большой дом» или «Корабль». Его планировка была квартирная. Само двухэтажное здание было сделано из бетона, а по внешней, уличной, стороне на обоих этажах шли широкие деревянные террасы. Дом имел Г-образную форму и начинался прямо от горы. По периметру были расположены отдельные комнаты-квартиры, а угловые квартиры были двухкомнатные. Внутри все помещения были оштукатурены. «Корабль» сгорел в конце шестидесятых из-за неосторожного пользования печью-буржуйкой. Обугленный остов простоял несколько лет, прежде, чем его снесли.
![]() "Большой дом" - бывший дом рабочих и служащих Климатической станции. Фото начала 60-х годов. |
Дом служащих рядом с прачечной на снимках 1933 г. и 1961 г. Здание отсутствует на более раннем снимке. |

№1. Вид от моста шоссе на дом служащих, конюшни, электростанцию и частные дома в Жоэкварском ущелье. Фото 1933 г.

№2. На снимке с левого края двухэтажный кирпичный дом Нарсия. Он виден также на фото №3 и №4.
Фото 1933 г.
![]() №3 |
![]() №4 |
![]() №5 |
![]() №6 |
![]() №7 |

Каменный дом по ул. Русских Добровольцев, 30. Серия снимков 2015 г.
Виден вдали на старых фото №1, №3, №4
![]() |
![]() |

Каменный дом на ул. Октябрьской в 70-х годах
Фото Любови Чаловой
![]() |
![]() |
Двухэтажный надстроенный дом по улице Жоэкварской, 19. Фото начала 60-х.
Для кровли использована бетонная черепица местного производства.
Виден на старом фото №6.

На дальнем плане виден дом с кипарисами около моста по ул. Октябрьской (Русских добровольцев, 8).
Вид со стороны ущелья в сторону моря. Кадр из кинофильма "Однажды летом" 1936 г.

Вид на Жоэкварское ущелье из кабины башенного крана. Фото 2013 года.
Единственный ракурс, откуда можно увидеть дом с кипарисами. На старых фото он хорошо виден на всех снимках.
![]() |
![]() |
Дом по улице Октябрьской. Ныне не существует.
На панорамных видах хорошо виден на всех фото.
Кадры из кинофильма "Однажды летом" 1936 г.
![]() |
![]() |
Тот же дом на Октябрьской, вид с реки.
![]() |
![]() |
Виды улицы Октябрьской. Кадры из кинофильма "Однажды летом" 1936 г.
![]() |
![]() |
Старые дореволюционные дома по улице Русских добровольцев (бывшей Октябрьской).
Фото 2020 г.
Отрывок из фильма «Однажды летом», 1936 г. |
*Перечень источников и литературы приведён в соответствующем разделе данного цикла