Оглавление
(продолжение)
Когда всё стало, как теперь
Неизвестно, были ли выполнены берегоукрепительные работы в период политических потрясений в 20-х годах прошлого века, но вскоре после наводнения 1944 года вопрос был решён комплексно и кардинальным образом. Для масштабного бетонного строительства были привлечены большие людские ресурсы - немецкие военнопленные, заключённые гагринского исправительно-трудового лагеря (ИТЛ-3 ГУЛПС и так называемое Строительство 159, начальник СУ-159 - Ш.Х. Майсурадзе) и военные строители. После амнистии и скорой отправки всех пленных из Гагры, их заменили так называемые «вербованные» - послевоенная советская молодёжь, направленная на индустриальные стройки по оргнабору или комсомольскому призыву.
На пустом пространстве за железнодорожным мостом, где когда-то стояли конюшни и пожарное депо Климатической станции, были размещены большие круглые шатры для проживания военных. Такие палатки неофициально называли юртами. Они стояли на бетонном полу и были внутри поделены на конусообразные части-комнаты. Каждая из комнат имела небольшое окно и вход из середины; отапливались буржуйками. Позже на этом месте был разбит небольшой треугольный сквер, в настоящее время порядком заросший. В траве до сих пор можно найти бетонные столбики с крюками, на которых крепились растяжки шатров.
Треугольный сквер за железнодорожным мостом.
Фото 1958 г.
Треугольный сквер располагался на месте, где ранее находились
конюшни Климатической станции, а затем стояли шатры для военных.
Немцы жили в бараках в глубине ущелья. Заключённых же поначалу возили из лагеря, находящегося в районе нынешнего стадиона. Но как раз в 1949 году были депортированы понтийские греки, которые компактно проживали в небольшом рыбацком посёлке на месте отеля «Кавказ». И тогда в их опустевшие каменные дома временно заселили заключённых, занятых на работах в Жоэкварском ущелье, чтобы не конвоировать каждый день через весь город.
Строительство продолжалось в 1947-1956 г.г. Русло реки выпрямили на протяжении всей заселённой части ущелья, сформировав по берегам две улицы с ровными рядами домов - Октябрьскую и Жоэкварскую. Но сначала водяной поток был отведён в сторону и сформирован заглублённый бетонированный канал, в который затем запустили реку. В месте, где ущелье только начинало расширяться и был небольшой водопад, сформировали понижающий каскадный спуск с искусственными перекатами для торможения скорости потока. В те же годы были построены подпорная стена, здание городской бани, а в районе электростанции между улицами был устроен железобетонный автомобильно-пешеходный мост.
Искусственные каскадные перекаты
Фото 2010 г.
Канал реки Жоэквара. Фото 1961 г. |
Мост через канал. Фото 1965 г. |
Фото 2010 г. |
Фото 2013 г. |
Жоэкварское ущелье в районе моста. Фото 2023 г.
Улица Октябрьская (ныне улица Русских добровольцев). Фото 1967 г.
Эстакада, пройдя через всю пойму Жоэквары, разделила общее пространство
на выходе из ущелья на две архитектурные зоны - площадь и парк.
Фото 1963 г. с сайта zuborobo.livejournal.com
Фото 1958 г.
Место бывшего зигзага шоссе с рощей на повороте, рынком и Народной столовой.
Фото конца 50-х г.г.
Фонтан «Самайа», известный в обиходе под названием «Три грации»
Фото середины 60-х г.г.
Работающий фонтан. Фото 1963 г. |
При детальном рассмотрении хорошо видны мотивы и атрибуты древнего грузинского танца. Фото 2015 г. |
Вид на новую площадь с железнодорожной эстакады.
Фото 1958 г.
*Перечень источников и литературы приведён в соответствующем разделе данного цикла