Оглавление
На глухой окраине в безлюдном тупичке
Шоссе
Народная столовая
Базар
Пожарное депо
Вглубь ущелья
Перемены в 1913 году
Наводнения
Когда всё стало, как теперь
Проекты планировки
Гагарин и демонстрации
Хоздвор Климатической станции
Больница
Казарма
Комсомольский парк
Трапезунд

Список источников и литературы





(продолжение)


Когда всё стало, как теперь


Неизвестно, были ли выполнены берегоукрепительные работы в период политических потрясений в 20-х годах прошлого века, но вскоре после наводнения 1944 года вопрос был решён комплексно и кардинальным образом. Для масштабного бетонного строительства были привлечены большие людские ресурсы - немецкие военнопленные, заключённые гагринского исправительно-трудового лагеря (ИТЛ-3 ГУЛПС и так называемое Строительство 159, начальник СУ-159 - Ш.Х. Майсурадзе) и военные строители. После амнистии и скорой отправки всех пленных из Гагры, их заменили так называемые «вербованные» - послевоенная советская молодёжь, направленная на индустриальные стройки по оргнабору или комсомольскому призыву.

На пустом пространстве за железнодорожным мостом, где когда-то стояли конюшни и пожарное депо Климатической станции, были размещены большие круглые шатры для проживания военных. Такие палатки неофициально называли юртами. Они стояли на бетонном полу и были внутри поделены на конусообразные части-комнаты. Каждая из комнат имела небольшое окно и вход из середины; отапливались буржуйками. Позже на этом месте был разбит небольшой треугольный сквер, в настоящее время порядком заросший. В траве до сих пор можно найти бетонные столбики с крюками, на которых крепились растяжки шатров.




Треугольный сквер за железнодорожным мостом.
Фото 1958 г.





Треугольный сквер располагался на месте, где ранее находились
конюшни Климатической станции, а затем стояли шатры для военных.


Немцы жили в бараках в глубине ущелья. Заключённых же поначалу возили из лагеря, находящегося в районе нынешнего стадиона. Но как раз в 1949 году были депортированы понтийские греки, которые компактно проживали в небольшом рыбацком посёлке на месте отеля «Кавказ». И тогда в их опустевшие каменные дома временно заселили заключённых, занятых на работах в Жоэкварском ущелье, чтобы не конвоировать каждый день через весь город.

Строительство продолжалось в 1947-1956 г.г. Русло реки выпрямили на протяжении всей заселённой части ущелья, сформировав по берегам две улицы с ровными рядами домов - Октябрьскую и Жоэкварскую. Но сначала водяной поток был отведён в сторону и сформирован заглублённый бетонированный канал, в который затем запустили реку. В месте, где ущелье только начинало расширяться и был небольшой водопад, сформировали понижающий каскадный спуск с искусственными перекатами для торможения скорости потока. В те же годы были построены подпорная стена, здание городской бани, а в районе электростанции между улицами был устроен железобетонный автомобильно-пешеходный мост.




Искусственные каскадные перекаты
Фото 2010 г.





Канал реки Жоэквара. Фото 1961 г.


Мост через канал. Фото 1965 г.




Фото 2010 г.


Фото 2013 г.




Жоэкварское ущелье в районе моста. Фото 2023 г.




Улица Октябрьская (ныне улица Русских добровольцев). Фото 1967 г.


Но самые заметные изменения произошли при выходе из ущелья. Здесь, в районе шоссе, между двумя горами было расчищено большое пространство, никогда прежде не имевшее общего оформления, где разместилась просторная площадь. Середину её украсил фонтан с женскими фигурами «Самайа», известный сейчас в обиходе под названием «Три грации». Эта площадь была полностью заасфальтирована, таким образом вобрав в себя бывшие зигзаг дороги и базарную площадь. Само шоссе было выпрямлено и стало проходить над поймой реки по широкой автомобильно-пешеходной эстакаде, которую можно видеть здесь и по сей день.




Эстакада, пройдя через всю пойму Жоэквары, разделила общее пространство
на выходе из ущелья на две архитектурные зоны - площадь и парк.





Фото 1958 г.




Место бывшего зигзага шоссе с рощей на повороте, рынком и Народной столовой.
Фото конца 50-х г.г.





Фонтан «Самайа», известный в обиходе под названием «Три грации»
Фото середины 60-х г.г.





Работающий фонтан.
Фото 1963 г.



При детальном рассмотрении хорошо видны мотивы
и атрибуты древнего грузинского танца.
Фото 2015 г.




Вид на новую площадь с железнодорожной эстакады.
Фото 1958 г.




*Перечень источников и литературы приведён в соответствующем разделе данного цикла