![]() |
Главная | Регистрация | Вход | RSS | Приветствую Вас Гость |
Оглавление(продолжение) Когда всё стало, как теперь Неизвестно, были ли выполнены берегоукрепительные работы в период политических потрясений в 20-х годах прошлого века, но вскоре после наводнения 1944 года вопрос был решён комплексно и кардинальным образом. Для масштабного бетонного строительства были привлечены большие людские ресурсы - немецкие военнопленные, заключённые гагринского исправительно-трудового лагеря (ИТЛ-3 ГУЛПС и так называемое Строительство 159, начальник СУ-159 - Ш.Х. Майсурадзе) и военные строители. После амнистии и скорой отправки всех пленных из Гагры, их заменили так называемые «вербованные» - послевоенная советская молодёжь, направленная на индустриальные стройки по оргнабору или комсомольскому призыву. На пустом пространстве за железнодорожным мостом, где когда-то стояли конюшни и пожарное депо Климатической станции, были размещены большие круглые шатры для проживания военных. Такие палатки неофициально называли юртами. Они стояли на бетонном полу и были внутри поделены на конусообразные части-комнаты. Каждая из комнат имела небольшое окно и вход из середины; отапливались буржуйками. Позже на этом месте был разбит небольшой треугольный сквер, в настоящее время порядком заросший. В траве до сих пор можно найти бетонные столбики с крюками, на которых крепились растяжки шатров. ![]() Треугольный сквер за железнодорожным мостом. Фото 1958 г. ![]() Треугольный сквер располагался на месте, где ранее находились конюшни Климатической станции, а затем стояли шатры для военных. Немцы жили в бараках в глубине ущелья. Заключённых же поначалу возили из лагеря, находящегося в районе нынешнего стадиона. Но как раз в 1949 году были депортированы понтийские греки, которые компактно проживали в небольшом рыбацком посёлке на месте отеля «Кавказ». И тогда в их опустевшие каменные дома временно заселили заключённых, занятых на работах в Жоэкварском ущелье, чтобы не конвоировать каждый день через весь город. Строительство продолжалось в 1947-1956 г.г. Русло реки выпрямили на протяжении всей заселённой части ущелья, сформировав по берегам две улицы с ровными рядами домов - Октябрьскую и Жоэкварскую. Но сначала водяной поток был отведён в сторону и сформирован заглублённый бетонированный канал, в который затем запустили реку. В месте, где ущелье только начинало расширяться и был небольшой водопад, сформировали понижающий каскадный спуск с искусственными перекатами для торможения скорости потока. В те же годы были построены подпорная стена, здание городской бани, а в районе электростанции между улицами был устроен железобетонный автомобильно-пешеходный мост. ![]() Искусственные каскадные перекаты Фото 2010 г.
![]() Жоэкварское ущелье в районе моста. Фото 2023 г. ![]() Улица Октябрьская (ныне улица Русских добровольцев). Фото 1967 г. ![]() Эстакада, пройдя через всю пойму Жоэквары, разделила общее пространство на выходе из ущелья на две архитектурные зоны - площадь и парк. Фото 1963 г. с сайта zuborobo.livejournal.com ![]() Фото 1958 г. ![]() Место бывшего зигзага шоссе с рощей на повороте, рынком и Народной столовой. Фото конца 50-х г.г. ![]() Фонтан «Самайа», известный в обиходе под названием «Три грации» Фото середины 60-х г.г.
![]() Вид на новую площадь с железнодорожной эстакады. Фото 1958 г. *Перечень источников и литературы приведён в соответствующем разделе данного цикла |
Copyright MyCorp © 2024 |